Закон и Справедливость - Совместимы

27 октября 2023

В московском театре Модерн продолжаются премьерные показы спектакля о Нюрнберге и осужденных нацистах – Цветы нам не нужны

В спектакле «Цветы нам не нужны» худрук театра «Модерн» Юрий Грымов показал осужденных немецких нацистов, отбывающих срок в тюрьме


На сцене московского драматического театра «Модерн» идут премьерные показы спектакля «Цветы нам не нужны», основанного на исторических событиях о семи военных преступниках фашистской Германии, осужденных на Нюрнбергском трибунале и отбывающих свое наказание в военной тюрьме «Шпандау». Пьесу написала Надежда Селиванова, а режиссером постановки выступил художественный руководитель театра Юрий Грымов. Рецензия от «Время МСК».

Модерн, Цветы нам не нужны
Модерн, Цветы нам не нужны

Надо сказать, что постановка «Цветы нам не нужны» именно сейчас стала как никогда кстати, ведь Запад всеми силами пытается переписать историю – присвоить себе победу в Великой Отечественной войне и даже обвинить нас в ее развязывании, более того, устами недалеких европейских чиновников пытаются приписать России ядерную бомбардировку Японии, совершенную Соединенными Штатами…

Спектакль не о том, как приближенные Фюрера вели себя во время Нюрнбергского процесса, а о том, как они, отбывая свое наказание, ни на секунду не усомнились в правильности своих действий. Продолжали вынашивать планы возрождения фашизма после своего освобождения. Спектакль идет 2 часа 40 минут с перерывом на антракт.

Начало – погружение в 1946 год. На скамье подсудимых в Нюрнберге семь нацистских преступников и ближайших соратников Гитлера: Альберт Шпеер (его великолепно воплотил Вадим Пинский), Рудольф Гесс (сыграл Юрий Анпилогов), Бальдур фон Ширах (в исполнении Александра Борисова), Константин фон Нейрат (сыграл Леонид Трегуб), Эрих Редер (Александр Колесников), Вальтер Функ (Александр Жуков) и Карл Дёниц (Алексей Баранов).

Модерн, Цветы нам не нужны
Модерн, Цветы нам не нужны

Шестеро подсудимых категорически отказались признать свою вину в массовом геноциде людей. И только один, Шпеер, самый хитрый, продуманный, умеющий приспосабливаться под различные обстоятельства, заявил на суде, что вроде как «раскаивается», и, разумеется, он понятия не имел, что фашисты истребляли людей. Все это время он лелеял надежду, что ему из-за признания вины смягчат приговор, и был сильно удивлен, когда трибунал озвучил наказание – «20 лет».

Все семеро немецких нацистов были признаны виновными против человечности, в массовом геноциде и приговорены к различным срокам наказания в немецкой военной тюрьме «Шпандау».

В спектакле показана жизнь осужденных военных преступников, которые были переодеты в робы, как «заключенные в концлагерях». При этом они могли писать письма родным, читать книги, гулять, общаться друг с другом и даже выращивать цветы и овощи. Им были разрешены даже свидания с женами.

На мой взгляд, самым интересным персонажем постановки является Шпеер. Он не только устроил цветочный сад на выделенной ему земле, но и придумал совершить «кругосветное путешествие», гуляя по тюремному двору и считая пройденное расстояние. Во время «кругосветки» он много думал, анализировал, а остававшись один, на клочках туалетной бумаги тайно писал мемуары. К нему часто «приходил» призрак его обожаемого Фюрера, в невероятном исполнении Романа Зубрилина. Он буквально преследовал его, разговаривал, подогревал, не давая забыть, кто он есть на самом деле, и что дело еще не закончено, он и его соратники еще всем покажут…

Шпеер умело «маскировался» под «хорошего нациста», который вроде как раскаялся во всех преступлениях, но перед выходом на свободу не смог-таки удержаться и показал свое истинное нутро. В тот день он пришел проститься с Рудольфом Гессом, приговоренным к пожизненному заключению и «общающемуся» с единственным «верным другом» – ёжиком, которого надзиратели ему «разрешили оставить». Шпеер отобрал у Гесса ежа и раздавил…

Модерн, Цветы нам не нужны
Модерн, Цветы нам не нужны

Считаю, что Юрию Грымову с актерским составом удалось передать истинное лицо нацизма, который тогда, в мае 1945-го, после «безоговорочной капитуляции» лишь затаился на время, но, совсем даже не раскаялся. А подтверждения этого мы наблюдаем сейчас, через 80 лет после описываемых событий. После спектакля худрук пригласил родителей вместе с детьми, потому что «об этом», особенно в нашей стране, «должен знать каждый».

Единственный момент, который не отражен в пьесе Надежды Селивановой, и, видимо, поэтому не отражен и в спектакле – присутствие некого «европейского» взгляда на события. То есть нацистов судят за «холокост», за уничтожение евреев, которых на территории Европы погибло 6 миллионов. А ведь главное преступление нацистов – развязывание Второй мировой войны. На мой взгляд, этого не хватает.

В ходе спектакля, как-то так, между делом, озвучивается цифра в 50 млн. погибших во Второй мировой. При этом не поясняется, что больше половины из них, 28 млн. – это граждане СССР, уничтоженные в результате геноцида нашего населения на оккупированных немцами территориях. Не отражен момент, что главным обвинителем на Нюрнбергском трибунале был именно Советский Союз, разгромивший фашистов в их логове. И главное преступление нацистов – война, развязанная против народов нашей страны.

А в Европе, в той же Германииглавное преступление нацистов пытаются забыть, замолчать. Более того, после начала российской спецоперации по защите Украины от возродившихся неонацистов, Германия окончательно «отряхнулась» от вины за свои преступления на нашей земле. А после возобновления арабо-израильского конфликта постараются «размазать» еще и вину за «холокост»... Именно поэтому, из-за десятилетий замалчивания, сейчас происходит возрождение и даже реабилитация фашизма. Именно поэтому немецкие танки с немецкими же крестами сейчас вновь едут по нашей земле, чтобы снова убивать русских…

«Время МСК» однозначно рекомендует спектакль «Цветы нам не нужны» к посещению.

Выставление авторских материалов издания и перепечатывание статьи или фрагмента статьи в интернете – возможно исключительно со ссылкой на первоисточник: «Время МСК».

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра «Модерн»