Закон и Справедливость - Совместимы

15 марта 2022

Дмитрий Григоренко доложил президенту о завершении Реформы контрольно-надзорной деятельности в России

Григоренко отчитался о завершении механизма регуляторной гильотины и введении прозрачной системы досудебного обжалования решений о проверках бизнеса


Реформа контрольно-надзорной деятельности в России завершена. С 2019 года российским правительством была проведена большая работа, в результате которой был усовершенствован механизм регуляторной гильотины, обязательного досудебного обжалования, введена единая система правила обязательных требований для бизнеса и внедрен риск-ориентированный подход. Об этом 14 марта в ходе рабочей встречи с президентом доложил зампредседателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Доклад президенту

Доклад президенту

Он отметил, что механизм регуляторной гильотины был запущен в 2019 году по поручению Владимира Путина. Работа проводилась вместе с бизнес-сообществом. В результате были «проинвентаризированы все существующие обязательные требования», а их было порядка 318 тысяч, из них «чуть более 143 тысяч» были отменены как потерявшие актуальность. Оставшиеся обязательные требования, по словам Григоренко, были пересмотрены в рамках нынешних реалий и переутверждены.

Теперь перед правительством стоит другая задача – «не дать возможность заново издать новые обязательные требования, неактуальные либо избыточные». В связи с этим в июле 2020 года был принят Федеральный закон ФЗ-№247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», согласно которому раз в шесть лет обязательные требования «подлежат переутверждению». Т.е. продлены, точнее заново приняты, будут только те требования, которые имеют актуальность на момент переутверждения, все остальные будут автоматически упраздняться.

Григоренко отметил, что «параллельно» с регуляторикой была проведена реформа процедур контроля и надзора. Ведь ранее у каждого ведомства были «свои стандарты» и «свои процедуры». И в июле 2021 года вступил в силу закон о новых проверках бизнеса по единому стандарту («Время МСК»: О новых правилах проверки бизнеса). И сейчас на практике применяется, «обязанность применения риск-ориентированного подхода», что очень важно.

Докладчик отметил, что «по сути» поменялась вся процедура, «весь подход к контролю и надзору». По новым правилам проверка назначается, исходя из тех рисков и соответствия максимальным либо минимальным рискам, которые применяются каждым надзорным ведомством. «Проще говоря, для бизнеса, если он попадает в минимальную зону риска с точки зрения соблюдения обязательных требований, вероятность проведения проверки сводится фактически к нулю», – пояснил он.

Чиновник привел пример положительных результатов этих законов: «Если по итогам 2019 года у нас было проведено чуть более 1,5 млн. проверок, то по итогам 2021 года – чуть более 700 тыс.». Снижение более чем в два раза.

Кроме этого, была проведена еще отдельная реформа, направленная на максимальное упрощение процедуры оспаривания результатов контрольных мероприятий. «Ведь что было до этого? Если возникает какой-то спор по результатам проверки, куда идти? Получается, в суд. Суд – это всегда время, юристы, деньги. А сейчас время – главный ресурс для бизнеса. Соответственно, у нас на законодательном уровне принята норма, которая ввела механизм обязательного досудебного обжалования», – сказал Григоренко.

Он добавил, что механизм подачи досудебных споров – простой и прозрачный, все данные фиксируются в Единой информационной системе. Жалоба подается через портал Госуслуг в электронном виде. Максимальный срок ее рассмотрения – 20 рабочих дней, она обязана быть рассмотрена. Обратная связь о рассмотрении и решении досудебки приходит заявителю также через Госуслуги. И, что немаловажно, эта процедура абсолютно бесплатная и быстрая, она заработала с декабря 2021 года. («Время МСК»: Об обжаловании решений проверок через портал Госуслуг).

Григоренко добавил, что на этом правительство останавливаться не намерено: «… будем и дальше совершенствовать этот механизм, надеясь на то, что весь этот комплекс мер приведет к тому, что жаловаться, если вообще будут, то, как минимум будут разово и максимально не часто». Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности в России завершена.

Екатерина Карачева