Закон и Справедливость - Совместимы

22 ноября 2010

Договор дороже денег

Обвинявшихся в коррупции следователя и адвоката спас документ об оказании юридических услуг


Мосгорсуд на днях вынес оправдательный приговор по очередному скандальному делу о коррупции в правоохранительных органах. Обвиняемыми по нему проходили старший следователь по особо важным делам следственного управления центрального аппарата Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) подполковник полиции 39-летний Сергей Серебрянский и адвокат московской коллегии адвокатов (МКА) «Эгида» 38-летний Антон Мерзликин. По версии следствия, они вымогали взятку в 80 тыс. евро у руководителя столичной фирмы, угрожая возбудить против него уголовное дело о неуплате налогов, хотя на самом деле никаких оснований для этого не было.

Обвинение полагало, что имеет все возможные в такой ситуации доказательства -- потерпевший с самого начала сам записывал на диктофон переговоры с наркополицейским, а задержаны подозреваемые были после передачи помеченных спецсоставом купюр. Однако присяжные, с участием которых рассматривалось это дело, не нашли в нем самого события преступления. Произошло это из-за того, что, по версии следствия, взятка передавалась под видом оплаты договора об оказании юридических услуг. Обвинение настаивало, что документ этот был фиктивным и специально придуман, чтобы «прикрыть» преступление. Но защита подсудимых смогла убедить присяжных, что договор был настоящим, поскольку адвокат не только его зарегистрировал, но и провел через свою бухгалтерию. А раз деньги передавались официально, решили присяжные, то взяткой они никак быть не могли. Прокуратура, впрочем, с этим решением не согласилась и сразу же обжаловала оправдательный приговор в Верховном суде (ВС), настаивая на пересмотре дела.

Это уголовное дело московское управление СКП возбудило 25 июня прошлого года по материалам проверок, проведенных сотрудниками департамента собственной безопасности (ДСБ) ФСКН и ФСБ по заявлению гендиректора ЗАО «Научно-производственный центр (НПЦ) «Промтехдиагностика»» Юрия Малых. Как выяснилось, следователь Серебрянский занимался расследованием уголовного дела о контрабанде прекурсоров -- веществ, используемых при изготовлении наркотиков, оборот которых строго ограничен. При обыске в одном из банков, как полагало следствие, подполковник обнаружил документы ЗАО «НПЦ «Промтехдиагностика», являющегося одним из крупнейших поставщиков оборудования для диагностики газотрубопроводов. К делу о контрабанде прекурсоров ни сама фирма, ни кто-либо из ее сотрудников никакого отношения не имели, но, по версии обвинения, г-н Серебрянский решил «воспользоваться данным обстоятельством в целях личного корыстного обогащения путем получения взятки в виде денег в крупном размере».

Для этого в мае 2009 года под предлогом дела о контрабанде подполковник вместе с коллегами нагрянул с обыском в офис «Промтехдиагностики», изъял всю финансово-бухгалтерскую документацию и жесткие диски компьютеров. Деятельность фирмы после этого была практически полностью парализована и даже сорвана «реализация нескольких крупных контрактов».

Через несколько дней согласно материалам дела подполковник Серебрянский пригласил г-на Малых к себе в рабочий кабинет, где сообщил бизнесмену, что изучил изъятую документацию компании и усмотрел в ней нарушения по уплате налогов по ряду заключенных «Промтехдиагностикой» сделок, в том числе о поставке оборудования для «дочек» «Газпрома» и закупке чувствительных элементов для дефектоскопов. Эти «доказательства» следователь якобы пообещал приобщить к контрабандному делу, а потом выделить из него в отдельное производство дело о неуплате налогов уже персонально в отношении г-на Малых. Сама ФСКН вести такие дела по закону не имеет права, но г-н Серебрянский, как следует из дела, объяснил, что направит материалы в милицию. Пока там разберутся, в чем дело, если вообще разберутся, пройдет время, и по любому у фирмы возникнут серьезные проблемы, сообщил он главе «Промтехдиагностики». В заключение же беседы следователь, по данным обвинения, пояснил, что в принципе до возбуждения уголовного дела можно и не доводить, и он готов оставить бизнесмена в покое и вернуть изъятую документацию «всего» за 80 тыс. евро.

Г-н Малых, как следует из материалов дела, сразу после звонка следователя Серебрянского заподозрил, что может произойти нечто подобное, и захватил на первую же встречу диктофон, на который записал не только эту беседу, но и все последующие. Бизнесмен сказал, что подумает над предложением г-на Серебрянского, а сам сразу же отправился в ДСБ ФСКН. Все последующие переговоры бизнесмена с наркополицейским велись под присмотром сотрудников ФСКН и ФСБ, а телефоны были поставлены на прослушку.

Согласившись помочь оперативникам взять подполковника с поличным, г-н Малых по их просьбе продолжил переговоры со следователем о передаче денег. На очередной встрече, по версии обвинения, г-н Серебрянский объяснил, что далее бизнесмену надо будет связаться с его знакомым -- адвокатом Мерзликиным, который и решит все «технические» вопросы.

Согласно материалам дела, когда г-н Малых приехал на встречу с адвокатом на улицу Яблочкова, где располагается «Эгида», тот «заявил, что осведомлен о выдвинутых Серебрянским требованиях, и подтвердил свою готовность выступить посредником при передаче последнему как должностному лицу взятки в виде денег в размере 80 тыс. евро». Однако г-н Мерзликин объяснил, что «на всякий случай» он сам тоже просто так деньги у бизнесмена брать не будет, а они оформят все официально -- как будто это будет плата за договор об оказании юридической помощи им как адвокатом компании г-на Малых. Он пообещал, что сам составит и договор, и проект соглашения, а когда все будет готово, сообщит бизнесмену, чтобы тот приезжал с деньгами.

Подписание документов назначили на 25 июня. Около 11 часов утра г-н Малых прибыл в офис адвоката, подписал бумаги и передал г-ну Мерзликину меченные спецсоставом деньги. Сразу после этого адвокат был задержан и доставлен в московское управление СКП. Чуть позже на своем рабочем месте был задержан и г-н Серебрянский. Им обоим было предъявлено обвинение в покушении на получение взятки, а на следующий день Замоскворецкий райсуд выдал санкцию на их арест.

В ходе следствия и на суде г.г. Серебрянский и Мерзликин вину признавать категорически отказывались, утверждая, что бизнесмен их просто подставил. При этом обвиняемые попросили рассматривать их дело с участием коллегии присяжных. В ходе процесса представители прокуратуры упирали на факт задержания подсудимых с поличным и записи переговоров, во время которых те открыто обсуждали детали передачи денег. Защита же избрала другую тактику -- факт передачи денег адвокату она не отрицала, но настаивала, что это была вовсе не взятка, а официальная плата по договору оказания юридических слуг. Г-н Мерзликин даже представил документацию своей коллегии, из которой следовало, что злополучные 80 тыс. евро были официально проведены через бухгалтерию и с них, если бы не арест, даже были бы заплачены налоги. Соответственно, следуя этой логике, юридически следователь Серебрянский не мог иметь никакого отношения к этим деньгам, а значит, и взятки как таковой не было вообще. И присяжные в итоге с такими доводами согласились, полностью оправдав подсудимых ввиду «отсутствия события преступления».

Председатель президиума МКА «Эгида» Олег Колесников рассказал "Времени новостей", что оба оправданных довольны приговором: «Изначально говорилось о том, что Антон Мерзликин был задержан незаконно и ни в чем не виновен. Я рад, что полтора года, которые он провел в следственном изоляторе, его не сломали и он готов работать. Правда, до вступления в законную силу приговора он не сможет осуществлять свою профессиональную деятельность. Да и приговор, я нисколько в этом не сомневаюсь, ВС отменит, найдет какую-нибудь формальную причину для этого и направит на новое рассмотрение».

Получить комментарии адвоката подполковника Серебрянского Виктора Паршуткина не удалось.

Екатерина Карачева

Опубликовано: Время Новостей