6 августа 2023
Омбудсмен ДНР Дарья Морозова: украинские каратели издеваются не только над пленными солдатами, но и над их родными, вымогая деньги за освобождение
Дарья Морозова призывает родных российских военнопленных не поддаваться на провокации и не передавать деньги за освобождение из украинского плена
Уполномоченный по правам человека Донецкой народной республики (ДНР) Дарья Морозова рассказала о новых фактах жестокого обращения с солдатами российской армии в украинском плену, вернувшимися в результате обменов 11 июня и 6 июля. А также о том, как у родственников наших солдат вымогают различные суммы денег «за скорейший обмен». СК РФ фиксирует каждое свидетельство издевательств, как над военнопленными, так и над их близкими, и возбуждает уголовные дела. По каждому факту фигуранты будут найдены и понесут заслуженное наказание.

Многим вызволенным из плена военнослужащим пришлось затем от месяца и более провести в госпитале. Они рассказали, что при попадании в СБУ к ним сразу применялось «физическое воздействие»: били по всем частям тела – лицу, рукам, ногам, ребрам, коленям, шее. Делалось это ногами, руками, палками, «да всем, что попадалось под руку», даже «сковородкой», «молотком по голове», – говорили бойцы, применялся и ток. «По приколу. Пьяные придут и начинают бить», – рассказал один из солдат.
Другой рассказал, как укрогестаповцы (*) «душили, топили», укладывая полотенце на голову и поливая водой.
«Когда в плен брали, руку перетянули шнурками», – рассказал очередной военнослужащий, в итоге его правая кисть была ампутирована.
А один из военнослужащих рассказал, что в СБУ его «неделю расстреливали»: «выводили каждый день и расстреливали», имитируя казнь. Он же, двое суток «висел на ласточке», это когда человека подвешивают за связанные сзади руки. Также «выбили все верхние зубы». Нормой для СБУ считается и требование выкупа «за ускорение обмена». В какой-то момент истязаний этому же солдату предложили заплатить «за освобождение» 5 млн. руб., пришлось убеждать своих мучителей, что он «человек одинокий», «родственников нет». Возвращаясь домой, сказал, что после перенесенных издевательств «стал злее», и как только подлечится, то вернется в строй, на передовую.
Другие военнослужащие рассказывали о более скромных цифрах выкупа, видимо некий унифицированный тариф еще не утвержден: «каждый день в СБУ вымогали деньги», просили «200 тыс. руб., чтобы я позвонил жене и сказал, что за освобождение требуют», – рассказал вернувшийся из плена боец. Такие звонки делаются всем родным, о которых узнают: маме, жене, другим родственникам.
Избиения и обязательные звонки родным с требованием выкупа за «ускорение» обмена происходят практически со всеми военнопленными, попавшими в любое из подразделений СБУ. Похоже, все маньяки и попрошайки собраны в одну государственную структуру – служба безопасности Украины.
Дарья Морозова отметила, что «киевские каратели» теперь «открыто издеваются» не только над военнопленными, «но и над их родственниками», пытаясь еще и «нажиться на горе жен и матерей». «Я в очередной раз призываю родственников пленных бойцов не поддаваться на подобные провокации и не передавать денежные средства третьим лицам. Это чистой воды мошенничество», – сказала омбудсмен. И добавила, что «договоренности об обмене пленными ведутся исключительно на уровне официальных представителей и уполномоченных органов Российской Федерации и Украины».
Также Морозова призвала международных правозащитников реагировать «на массовые факты применения незаконных методов» обращения с военнопленными.
Напомним, что все собранные свидетельства от вернувшихся солдат и их родных передаются в Следственный комитет РФ, который установит каждого виновного и привлечет к наказанию по законам Российской Федерации. У военных преступлений – нет срока давности и от ответственности не уйдет никто.
* «Воины света», так как за реальные определения сегодняшних украинских воинов такие сервисы, как, например, Яндекс-Дзен – могут вводить цензуру, применять блокировку, и даже удалять материалы официальных СМИ, якобы, «чтобы не расстраивать пользователей платформы».