Закон и Справедливость - Совместимы

13 октября 2022

ФАС уличила МТС и Мегафон в необоснованном повышении цен на услуги для абонентов

ФАС возбудила антимонопольные дела в отношении МТС и Мегафона из-за необоснованного завышения тарифов для абонентов в 2022 году


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уличила сразу двух крупнейших операторов сотовой связи, МТС и Мегафон в завышении цен и использовании монопольного положения. Сотовые операторы «необоснованно повысили стоимость услуг для абонентов». И если у Мегафона повышение цен составило 12%, что при этом выше инфляции, то МТС в 2022 году некоторым абонентам завысил тарифы в четыре раза. В результате возбуждены антимонопольные дела по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». Об этом сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства.

ФАС России
ФАС России

Как пояснили в ведомстве, в отношении МТС антимонопольное дело было возбуждено еще в феврале 2022 года. Месяцем ранее в ФАС стали поступать жалобы от абонентов сотового оператора, которым «заранее» приходили СМС-оповещения об «изменениях стоимости услуг связи на вашем тарифе», который с определенного числа «будет изменен автоматически» в сторону повышения цены.

В ходе проверки было установлено, что оператор связи «для более 28 млн. абонентов» повысил стоимость тарифов «в среднем на 9,5%», якобы из-за «роста своих затрат» на содержание и строительства сетей, оборудования, повышения цен на электроэнергию и прочие услуги, которые закупаются «у внешних подрядчиков».

В феврале надзорный орган запросил в МТС подтверждающие документы обоснования роста расходов, но запрос ведомства оператор решил проигнорировать.

Несмотря на возбужденное дело, МТС продолжил повышать тарифы для своих абонентов. Так, повторные нарушения были выявлены в августе (повышение на 8,4%), в сентябре и октябре (повышение на 9,7%). Начиная с 4 октября, МТС вновь начал делать СМС-рассылку о повышении тарифов с 17 октября.

Антимонопольное ведомство пришло к выводу, что «общее повышение тарифов» для абонентов в текущем году составило порядка 20%, «при уровне индекса потребительских цен по состоянию на конец августа 10,5%». А значит, «повышение тарифов в отсутствие технологического, экономического и иного обоснования – нарушает интересы потребителей».

В результате, 12 октября ФАС признала МТС «виновным в установлении и поддержании монопольно высокой цены на свои услуги», и выдала предписание о снижении цен на тарифы, «в рамках которых произошли повышения, до экономически обоснованного уровня». В ближайшее время сотовому оператору будет выставлен штраф по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ («Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»), который может составить от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. В случае не устранения нарушений возможны применения более серьезных санкций, вплоть до оборотного штрафа.

Что касается Мегафона, то он также попал в поле зрения антимонопольного органа из-за «необоснованного» повышения цен на тарифы для своих абонентов. В ходе проверки оператора было установлено, что оператор в мае текущего года повысил тарифы на услуги связи «для более 16,5 млн. абонентов в среднем на 12%». Уровень изменения стоимости услуг «не соответствовал уровню инфляции», а необоснованное завышение тарифов «может привести к ущемлению интересов потребителей». В результате ФАС возбудила дело по закону «О защите конкуренции». В случае не устранения нарушения, в отношении оператора могут также применить штрафные санкции.

Александра Колпащикова