Закон и Справедливость - Совместимы

17 декабря 2021

Премьера в театре МОСТ – спектакль режиссера Георгия Долмазяна – Достоевская. Сны Анны.

Театр МОСТ представил уникальный спектакль-воспоминание вдовы великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского


В московском театре МОСТ состоялась премьера уникального спектакля «Достоевская. Сны Анны». Режиссером этой трогательной документально-лиричной постановки стал Георгий Долмазян. К 200-летию гениального русского писателя Федора Михайловича Достоевского он показал потрясающую историю любви литератора и его второй жены Анны Григорьевны. Эта величайшая женщина поборола «болезнь» гения к рулетке, стала издателем его книг, расплатилась с многочисленными долгами и сделала все, чтобы ее любимый муж и всенародно любимый писатель не отвлекался на бытовые и финансовые вопросы. Рецензия «Время МСК» на эту глубокую постановку, основанную на мемуарах вдовы Достоевского.

Достоевская. Сны Анны

Достоевская. Сны Анны

Особенность спектакля «Достоевская. Сны Анны» в том, что все воспоминания 72-летней вдовы великого классика показаны в обратной хронологии, как при отматывании киноленты. Два часа без антракта главная героиня Анна Григорьевна Достоевская, которую бесподобно сыграла Вера Семенова, находится на камерной сцене, оформленной в виде прямоугольного «моста», словно символизирующего линию жизни. Именно от лица уже пожилой вдовы писателя и происходит весь рассказ.

Даже не представляю, кто так мощно мог бы сыграть вдову гения, как не Вера Семенова. Она настолько перевоплотилась, вжилась, слилась, влезла под самую кожу своего персонажа. Она приковывает все внимание с первых секунд появления. Эта женщина из прошлого – с чуть согбенной худощавой фигурой с высоко приподнятой головой, заостренным подбородком и узкими губами. Она немного потрясывает головой, говорит слегка нараспев с такой еле уловимой старческой интеллигентностью, ходит достаточно легкой и немного резковатой походкой, улыбается при ярких и приятных воспоминаниях, и не скрывает своих слез и горя во время страшных моментов в жизни – утраты детей и мужа.

Достоевская. Сны Анны

Достоевская. Сны Анны

При этом, за время спектакля на сцене появляются еще пять ипостасей Анны Достоевской, в исполнении разных актрис, иногда они все вместе выходят на сцену. Они все разные, как и возраст героини. Анне было 20 лет (в исполнении Полины Шашуро), когда она впервые встретилась с уже известным писателем Достоевским и стала его стенографисткой. Результатом их общего труда явилась книга, написанная в нереально короткий срок, по окончании которой классик мировой литературы и сделал любимой предложение. Кроме сердца ему оказалось нечего предложить, он был весь в долгах после смерти брата, и кредиторы буквально охотились за ним. Но именно сильная женщина – Анна Григорьевна Достоевская, считающая себя «некрасивой» и «не особо умной», разобралась с ними, выплатив все до копейки за 13 лет.

35-летняя Анна (ее сыграла Дарья Чудная) проявила себя как бизнес-леди, вынужденно став первой женщиной издателем. Она прикинула, что издавать самой книги мужа дешевле, как и продавать их. Деловая хватка ее не подвела, первые 3,5 тыс. экземпляров романа «Бесы» были проданы буквально в первые часы. И самым трудным для нее оказалась не калькуляция, расчеты или переговоры – очень непросто оказалось взять первые наличные, торговаться с покупателями, проявить твердость и даже жесткость при озвучивании конечной цены.

Достоевская. Сны Анны

Достоевская. Сны Анны

Очень любопытно наблюдать, как Анна менялась за годы, прожитые с гением, в большей своей части «в безденежье», и принимала его таким, каков есть. Не пыталась переделать, прощала все, выносила его несносный характер и страсть к азартным играм за границей, где им пришлось прожить «долгих четыре года».

Именно Анна Григорьевна знакомит зрителя с самим Федором Михайловичем Достоевским (его просто гениально сыграл Дмитрий Чуриков), показывает его таким, каким многие и не знали, каким он был в семейной обычной жизни. Например, он всю свою жизнь страшно ревновал свою жену буквально ко всем мужчинам, закатывал сцены и истерики. А потом не знал, как извиниться, целуя ей руки и умоляя простить, обещая каждый раз, что точно «в последний». Как оказалось, самой большой «слабостью» гения была именно любовь, в прямом смысле до гроба, к своей жене, которой он не изменял «даже мысленно».

У Федора Михайловича была непростая судьба: каторга, смерть брата и первой жены. Он был очень ранимым, и только Анна могла прожить с ним, «другой такой не найти». Почти сразу после свадьбы молодая жена узнала, что у Достоевского неизлечимая болезнь эпилепсия. От эпилепсии впоследствии умер их сын Алеша, его не стало в три года. Еще раньше Достоевские потеряли дочь Софью, которая в Женеве «скончалась через два месяца от нелепой простуды» (всего у Достоевских родилось четверо детей – Ред.).

Это два таких психологически страшных момента, прямо перед зрителями Достоевские постарели от горя. Вдруг, было такое «невероятное счастье», и оно «безвозвратно потеряно». Федор Михайлович был так потрясен потерей детей… Казалось, оправиться от такого горя невозможно, но Анна была рядом, как бы ей не было самой трудно, она поддерживала мужа.

Достоевская. Сны Анны

Достоевская. Сны Анны

Я не зря сказала выше, что 72-летняя вдова писателя все время на сцене, во время смерти доченьки Софьи она сидела на стуле и тихо плакала. Вот насколько сильна утрата, с годами горе не проходит, просто ты учишься жить дальше… Похоронив мужа, как он «завещал» – на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, вдова так и не вышла замуж.

Спектакль «Достоевская. Сны Анны» в театре МОСТ очень мощный, трогательный, запоминающийся. Он учит не опускать руки ни при каких обстоятельствах, уважать, слышать, прощать друг друга. Игра актеров – просто восхитительна.

Во время действа зрители тоже не скрывали своих эмоций, плакали вместе с Достоевскими, радовались их удачам… Занавеса на сцене нет, но есть «шторки», которые иногда закрывают лица актеров. Когда спектакль закончился, в зале воцарилась тишина, а потом резко – взорвалась овациями. После спектакля все делились впечатлениями, но я отмечу, что все сошлись в едином мнении – непременно рекомендовать его своим друзьям и знакомым.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра «МОСТ»