Закон и Справедливость - Совместимы

8 декабря 2021

Премьера в театре имени Моссовета – спектакль Мама Павла Пархоменко

Театр имени «Моссовета» представил семейную мелодраму «Мама» с Анастасией Светловой в главной роли


Театр имени «Моссовета» в 99-м театральном сезоне 2021-2022 наповал сразил зрителей премьерным философским спектаклем-мелодрамой «Мама» по одноименной пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера. Несмотря на молодость, режиссер Павел Пархоменко так глубоко показал всю подноготную чувственно-жуткого одиночества матери и безграничной любви к своему сыну, доведшей главную героиню до сумасшествия...

Мама

Мама

Француз Флориан Зеллер написал поистине удивительно жизненную и до ужаса откровенную пьесу «Мама» (она входит в трилогию «Папа» – «Мама» – «Сын» – Ред.), в которой оголяет внутренние пороки человека, которые он так хорошо маскируюет на людях. А режиссер «Моссовета» Павел Пархоменко с командой из шести артистов просто сделали невозможное. На мой взгляд, они превзошли автора произведения по своей гениальности – только уже на подмостках театра.

Смотреть на игру актеров – одно наслаждение, начиная от глубокого внутреннего бархатно-хриплого голоса главной героини Анны (Мама) в блестяще-фееричном исполнении великолепной Анастасии Светловой и до поклона артистов на «бис» перед публикой.

«Мама» идет на камерной «Сцене под крышей» театра. Не замечаешь, как пролетают два часа без антракта. Этот спектакль с первой секунды будоражит. А в голове происходит невероятный рой мыслей. Ты сравниваешь какие-то сцены из своей жизни, проецируешь на себя. И этот постоянный звук-свист такой ненавязчивый в начале, и такой раздражающий в момент усиления… А, это просто звон в голове мамы-Анны, которая приняла «слишком много снотворного» и смешала с алкоголем…

Главная героиня в 22 года успешно вышла замуж за Пьера, у них родилось двое детей – Николя и Сара, которые повзрослев сразу же съехали от мамы, которая ужасно всех «достала».

Мама

Мама

Когда-то в большом доме было много смеха, веселья, разговоров… А теперь гостиная превратилась в темную комнату со слегка потрепанными вещами. Супруги тоже как-то отдалились. Анна подозревает своего стареющего мужа Пьера (в исполнении Дмитрия Журавлева) в постоянных изменах. Сын Николя (его сыграл Олег Отс) не отвечает на ее звонки и сообщения. А дочь Сара, по признанию самой матери, была нелюбимой «с рождения».

Спектакль разбит на четыре действия: «Боль», «Сын», «Молодость» и «Освобождение». В каждом присутствует Черный человек в темном комбинезоне – такой французский мим (его сыграл Владимир Прокошин), который в конце перевоплощается в доктора психиатрической больницы.

От постоянного одиночества и копания в голове у Анны началось некое раздвоение личности. Она не всегда понимает, где находится, и кто рядом. Она, как бы, постоянно в разных плоскостях какого-то своего мира. И вот тут-то она и раскрывается, без стеснения выплескивает все, что чувствует – на ближних. К примеру, к своему мужу она пристала с одним и тем же вопросом – как он провел день, который, казалось, задала сто раз. Она высказала ему все, что у нее накопилось, наболело за годы семейного одиночества. Она просто один сплошной нерв. Она наговорила ему гадостей, что он «полный ноль», «ничтожество», «антиотец» … А он сидел, слушал, иногда вставляя реплики, было видно, что каждое мерзкое слово жены его ранило, но именно это ей, как будто, и доставляло удовольствие.

Бац! Туман и яркий свет ламп (кстати, отличная находка). Сцена меняется и повторяется заново. Но в этой реальности хозяйка дома уже несколько другая, чуть позитивнее, и не такая откровенная в своих выражениях. И да, от скуки и одиночества она съездила в магазин и купила себе красное платье, в котором собирается «на похороны» мужа. Она даже говорит, что ей часто снится сон, как она его убивает…

В какой момент они стали чужими, отдалились друг от друга?.. Анна по-прежнему, несмотря на свои 47 лет, не считает себя стареющей женщиной, она красивая, яркая, с потрясающе сохранившейся фигурой, и она просто хочет жить… Жить, как раньше, когда вставала рано утром, готовила детям завтрак, отводила их в школу, а они обнимали ее и целовали… И так, казалось, будет бесконечно…

Мама

Мама

Совершенно невероятная, страстно-удушающая любовь к сыну. Анна не может жить без него, она страдает и постоянно жалуется мужу, что Николя ей не звонит, перестал приезжать на выходные в гости, «из-за своей» … И вот он здесь, потому что поругался со своей возлюбленной Эладин (ее, а также Сару сыграла Юлия Бурова). Потрясающий момент кофепития отца и сына. Они обсуждают как бы сказать матери… обо всем… Пока мать от радости приезда сына суетится, они оба пьют кофе и звонко стучат чашкой о блюдце после каждой реплики – мощно. А в это время мама… ее так много, что сын не знает куда бы ему скрыться, с коробками монпансье в виде кастаньет танцует почти фламенко. О, это потрясающий и красивый момент. И да, она сама за сына может ему все рассказать о его девушке, которая, разумеется, ему изменила с другим «мужиком». И ничего, что сыну неприятно это слышать, к тому же все было не так, но мать-то лучше знает, и таких «как эта» будет еще ого-го сколько…

Все картины смешались в голове Анны, сын вновь вернулся к своей Эладин, муж уехал в Дижон на конференцию, а дочь Сара уже давно не показывается… Опять одна… Выпив вина, она окончательно теряет смысл происходящего… Этот страшный момент, когда мать под адской смесью успокоительных и алкоголя вдруг видит безумную троицу в клоунских колпаках и носах: безразличная дочь Сара с виолончелью, бездушный сын Николя с саксофоном, очерствевший муж с барабаном, дирижирует ими и играет на пианино – человек в черном с маской мима. Дети и муж по очереди признаются матери, что будут жить все с ней, «как раньше», «навсегда», как она «и хотела». Как же это здорово, когда вся семья снова вместе.

Но вот Анна уже в больничной палате в смирительной рубашке, ничего не понимает и смутно помнит прошедший день. Сын, этот бездушный Николя, сидит возле ее кровати, и просит отпустить его, чтобы он мог жить дальше, не душить его больше своей любовью. Больше всего меня сразил вопрос, который мать задала сыну: «Николя, ты что, меня ненавидишь?» … Это такой надрыв…

Мама

Мама

Обожаю, когда актеры кайфуют на сцене, упиваются своей ролью. В спектакле «Мама» все артисты ведут себя именно так, проживают жизнь своего персонажа, словно в первый раз. На поклоне им кричали «Браво», дарили цветы, говорили теплые слова, а они в ответ аплодировали нам, зрителям, как бы говоря спасибо за оценку увиденного.

Этот спектакль однозначно стоит увидеть, запечатлеть в своей памяти-копилке. Равнодушным он точно никого не оставит. Каждый сделает свои выводы, почерпнет что-то новое, переосмыслит какие-то свои поступки, ну или по крайне мере – задумается.

Если честно, я очень жду еще постановок Павла Пархоменко. «Мама» – вторая его работа на сцене «Моссовета», дебютным спектаклем в прошлом году была комедия «Игроки» по Гоголю – и это было потрясающе смешно («Время МСК»: Рецензия на «Игроки» в театре имени «Моссовета»).

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра им. «Моссовета»