Закон и Справедливость - Совместимы

29 ноября 2021

Премьера в театре Романа Виктюка – спектакль Беглецы Екатерины Корабельник

В спектакле «Беглецы» Екатерина Корабельник трогательно показала взаимоотношения трех поколений – деда, сына и внука


В свой 25-летний юбилейный сезон театр Романа Виктюка продолжает радовать зрителей новым репертуаром. В минувшие выходные состоялась премьера спектакля «Беглецы» по одноименному произведению детского шведского писателя Ульфа Старка. Режиссером этой невероятно-трогательной жизненно психологическо-философской и очень интеллигентной драмы о взаимоотношении деда, сына и внука стала Екатерина Корабельник. Рецензия «Время МСК» на эту постановку.

Беглецы

Беглецы

Шведский писатель Ульф Старк (1944-2017 гг. – Ред.) написал детскую приключенческую драму «Беглецы» незадолго до своей кончины. Это вечное произведение, стало одним из его самых мощных. Именно в этой драме он простым языком передал все, что чувствуют родители, дети и внуки – трех разных поколений. О том, когда родные и такие до боли близкие люди боятся показать свои чувства, сказать о чем-то сокровенном, потому что не знают, будут ли поняты и услышаны. И даже не задумываются, что все больше и больше отдаляются друг от друга. Спектакль о жизни и смерти. О том, что пропасть недопонимания можно преодолеть, нужно только быть внимательнее друг к другу.

В спектакле «Беглецы» на сцене театра Романа Виктюка всего за час двадцать минут (без антракта) восемь актеров до слез и мурашек передали атмосферу, которую сложно выразить словами.

На сцене декорации в скандинавском минималистичном стиле с яркими акцентами и подсветкой, даже у картонных машин есть фара. В костюмах актеров также используется именно скандинавско-шведский стиль. К примеру, Готфрид-младший и Готфрид-выросший носят одинаковую одежду – яркий кислотно-желтый дождевик и красную трикотажную шапочку, так в Швеции одевают детей в целях безопасности, чтобы их было видно в любое время суток. На протяжении всего спектакля даже музыка, звучащая фоном, и меняющееся световое оформление, не вызывает дисгармонии, напротив – все в точку, идеально продумано и абсолютно ненавязчиво. А еще по всей сцене разбросаны старые письма, они буквально повсюду, шелестят при каждом шаге, словно воспоминания, и как бы говорят – старайся не забывать ничего, особенно главные моменты твоей жизни… Потрясающий режиссерский ход.

Беглецы

Беглецы

Спектакль строится на рассказе Готфрида-выросшего, которого сыграл Наиль Абдрахманов. Он на сцене находится постоянно, он – рассказчик, и его детские яркие воспоминания оживают на глазах зрителей. Это он делится со зрителем, как, будучи еще совсем маленьким, понял, осознал многие вещи. Например, как он любит своих родителей, при этом совершенно не понимает своего отца (в исполнении Александра Семенова), как тот не хочет слышать настоящую правду, зато верит в ложь сына. Какой у него замечательный и глубокий в своих чувствах дед – Готфрид-старший (в великолепном исполнении Олега Исаева). Как будучи еще ребенком (Готфрида-младшего просто гениально сыграл Иван Новоселов, которому сегодня исполнилось 9 лет), он впустил в свою жизнь не только механика-пекаря и любителя брейк-данса Адама (его сыграл Михаил Урянский), но и улыбчиво-пышнотелую медсестру-сиделку его деда (в исполнении Олеси Быкодеровой).

Его дед, тоже Готфрид (именно он и назвал внука в свою честь), в своей палате Дома престарелых ужасно несносен, постоянно жутко ругается и всем недоволен. Когда дед ругается, внук закрывает уши ладонями, чтобы не слышать плохих слов, а рассказчик в это время громко бьет по ударной барабанной установке – отличная находка.

Сын Готфрида-старшего работает доктором, в семье ожидается пополнение, и, разумеется, куча забот, которые отодвигают все остальное на последний план. Да, он раз в неделю выполняет свой сыновий долг – навещает умирающего отца с больным сердцем, но даже не знает, о чем с ним говорить. Только и спрашивает по несколько раз – как он себя чувствует. Но вот его сын Готфрид-младший обожает своего сквернословящего деда, и готов болтать с ним часами, рассказывать ему о своих похождениях, читать книжки, и главное – слушать все, что говорит дед.

Да что книжки, он устраивает деду самый настоящий побег, пусть и всего лишь на два безумно-счастливых дня. Ведь дед так мечтает в последний раз побывать в летнем домике на скалистом холме. Сцена разработки плана побега двух заговорщиков – деда и внука – просто гениальна, сыграна актерами динамично, зритель как будто и сам стал соучастником побега. Световое оформление эффектно дополнило момент заговора. Когда внук спросил деда, а где взять деньги на такси, дед отдал ему цветок в горшке. Изумление на лице Готфрида-младшего сказало все – разве можно расплатиться цветком, на что дед просто поднял цветок и показал спрятанные деньги. Гениально!

Беглецы

Беглецы

Малыш рассказал о плане побега своему другу-механику Адаму (его появление было просто невероятно, кульбиты, нижний брейк…). Адам согласился помочь. А что же сказать родителям? «Да это самое простое» – Готфрид-младший играет в футбол, поэтому ему пришлось соврать родителям и сказать, что едет с командой в тренировочный лагерь на выходные. Родители легко поверили ребенку, отец выдал деньги на непредвиденные расходы, а мать (ее сыграла Мария Матто) приготовила на всех свои фирменные фрикадельки…

Дед и внук стояли внизу на острове, смотрели вверх, где был летний домик, и «оба видели», как им платком машет бабушка, давно ушедшая на небеса. Дед, хотя ему было очень трудно, но сам поднялся наверх, хотел выглядеть перед бабушкой тем самым Готфридом, которого она когда-то полюбила и с кем прожила жизнь. И вот тут самое главное – дед знал, что в подвале летнего домика осталась последняя баночка брусничного варенья, приготовленного его женой. Ради этой баночки «Брусничного» он на ходунках и проделал этот долгий, утомительный и такой опасный для него путь. Дед сказал, что пока в банке есть варенье, он будет жить и видеть хорошие сны… Ведь в брусничном варенье «живет частичка» бабушки. Эта сцена – великолепна.

Старый и малый Готфриды рядом, обнявшись, каждый думал о чем-то своем. И вдруг дед дает новое задание внуку – разузнать – как там, в раю, после смерти...

Дед умер на больничной койке, все это время рядом с ним был внук, он читал и читал ему красивые слова… Ведь дед должен научиться красиво говорить, он даже перестал ругаться… Готфрид-выросший отобрал книгу у себя маленького, и оба сидели в молчании. Молчал и зал, и только отдельные всхлипывания и шмыганье носами слышалось в этой гробовой тишине…

Актеры выходили на поклон, а по их лицам текли слезы… Не скрывали своих слез и зрители, даже некоторые мужчины не сдерживались.

Спектакль «Беглецы» в театре Романа Виктюка не просто трогает до глубины души, он затрагивает настолько личное у каждого человека – и это не зависит от возраста, это вне времени. Взаимоотношения трех поколений и людей, которые оказались рядом в какой-то важный для себя момент, показаны настолько интеллигентно и ненавязчиво, что не передать словами. Если еще не видели этот потрясающий спектакль, покупайте билет, приходите всей семьей, с друзьями и знакомыми, и сами все прочувствуете.

Беглецы

Беглецы

И давайте будем стараться следовать совету деда, поверьте, он точно знает, что надо совершать поступки ради близких, говорить о любви к ближним, начать учиться понимать и слышать друг друга, проводить с близкими людьми как можно больше времени, а не откладывать на потом. Ведь наверстать упущенное непросто, а, порой, – просто невозможно...

После спектакля зрители делились впечатлениями. Одна мама сказала, что всегда боялась говорить с семилетней дочерью о смерти, а теперь обе стояли обнявшись, всхлипывали, и дочь сказала: «Мама, если с тобой что-то случится, я буду рядом, буду держать тебя за руку, даже если мне будет очень-очень страшно».

«Мама, значит, в каждом предмете есть частичка тебя?», – спросил другой малыш. «Да, сынок, так и есть. Я буду всегда рядом с тобой, где бы ты ни был». Как много нам, зрителям разного возраста и разных поколений, довелось почерпнуть из этой уникальной постановки. Браво!

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра Романа Виктюка