Закон и Справедливость - Совместимы

12 ноября 2021

Премьера в театре Евгения Вахтангова – спектакль Война и мир Римаса Туминаса

В спектакле «Война и мир» Римас Туминас показал, как люди в экстремальных ситуациях переосмысливают жизненные приоритеты


В государственном академическом театре имени «Евгения Вахтангова» состоялась феноменальная премьера масштабной пятичасовой постановки «Война и мир» по одноименному роману-эпопее русского писателя Льва Николаевича Толстого. Режиссер спектакля Римас Туминас показал свою версию произведения великого писателя-романиста – до и во время войны Отечественной войны 1812-го. А также какую роль в ней сыграла русская интеллигенция высшего сословия – князья, графы… Эта потрясающе-грандиозная постановка произошла накануне празднования 100-летия театра, и произвела настоящий фурор. Спектакль обязателен для посещения.

Война и мир

Война и мир

Нет смысла пересказывать сюжет великого Толстого – книга в помощь. Отмечу, что на сцене минимум декораций – серо-голубая стена, которая трансформируется то в московский дом графов Ростовых, то в усадьбу старого графа Болконского, то в зрительный зал оперы… Музыка и световое оформление очень гармонично расставляют акценты.

Спектакль идет пять часов с двумя антрактами. Изначально думала, как это высидеть пять (!) часов на одном месте, но после третьего звонка, я не могла оторваться от действа на сцене. Порой, ловила себя на том, что и сама стала частью истории, мне не нужен был перерыв на антракты, очень хотелось «прожить» вместе с персонажами до самого конца – до закрытия занавеса.

Плохо слышащая старушка Марья Игнатьевна Перонская, расхаживающая когда-то на пышных приемах в перьях и с игрушечной собачкой, во время нападения французов не сбежала в тыл, а осталась в захваченной Москве, стала диверсантом-поджигателем. Как был поражен Пьер, а вместе с ним и мы, зрители – когда «тень в черном», с вполне современной канистрой бензина и спичками, оказалась Перонской, готовой на все, лишь бы ее родная страна не была разграблена, порабощена врагом.

Война и мир

Война и мир

И она, как могла, вносила свой скромный вклад, понимая, что в любой момент может быть раскрыта. В этом и есть глубокий, и такой «непонятный» для Запада смысл русских людей, которые могут долго терпеть, а потом все-равно дают отпор врагу. Пожилую «светскую львицу» Перонскую блестяще сыграла Людмила Максакова.

А вот графиня Наталья Ростова (в исполнении Ирины Купченко) проявила себя с омерзительной стороны. Французы уже совсем близко, буквально наступают на пятки, а в пафосном доме графов Ростовых расположили раненых русских солдат. Офицеры просят у владельцев дома «хотя бы пару подвод», чтобы вывезти тех, кто проливал свою кровь, защищая в том числе и графиню. Но даже в такой момент эта женщина думает только о своем благосостоянии, ведь в доме имущества и ценностей «на сто тысяч», а за дом «не дают ни гроша». Графиня стояла на своем категорично – никаких подвод раненым, пока весельчак граф Ростов, такой милый любящий музицировать глава многочисленного семейства (его сыграл Андрей Ильин), и его младшая дочь Наташа (в исполнении Ольги Лерман) не выразили искреннее удивление поступком графини, что ей пришлось сдаться.

Но она отыгралась на своей сироте-племяннице Соне (ее сыграла Мария Волкова). Пожалуй, это еще одна проникновенная сцена, в которой чувства просто зашкаливали – мерзкая графиня, заставила отказаться Соню от любви к ее сыну Николаше (сыграл Юрий Цокуров), чтобы он женился на княжне Марье Болконской – точнее, на ее деньгах. Мощная сцена. Купченко была в ней просто восхитительно-интеллигентно-омерзительна, это такое невероятное преображение женщины-матери в страшного и чужого человека-монстра. Соня оказалась сильной девочкой, у которой вмиг перевернулся мир, и она, «ради любви к ближнему», отказалась от своего счастья с любимым, сделав так, как просила «матушка».

Война и мир

Война и мир

Потрясли образы князей Болконских – Николая Андреевича (его просто невероятно эмоционально сыграл Евгений Князев) и Андрея, в исполнении Виктора Добронравова. Актеры показали непростые взаимоотношения между отцом и сыном. Болконский-старший очень мудрый старик, но при этом, даже прощаясь с Андреем, уходящим в армию, остался скуп не только на слова, но и на простые объятия. Также он ведет себя и с дочерью Марьей (ее сыграла Екатерина Крамзина), ради отца отказавшейся от личного счастья. Князев настолько потрясающе сыграл борьбу чувств внутри, которые так боится показать своим детям. А ведь обожает обоих, жить без них не может. Но вот такой он, старый князь Болконский, не умеющий выражать чувства. В свою очередь княжна любит отца и всегда рядом с ним, каким бы капризным он ни становился, прощает ему все.

Война и мир

Война и мир

Судя по всему, Андрей насмотрелся на скупость чувств со стороны отца, и тоже боится их выражения, он стал жестким во всем. Он был сдержан даже в момент предложения руки и сердца Наташе Ростовой. И лишь однажды, на смертном одре, он взял руку любимой и дал-таки волю своим чувствам… Сразу после его смерти, музыка буквально взорвала все пространство, Наташа вся в черном танцевала траурный вальс. Нет, она не танцевала, она прощалась с любимым, и танец был ее единственным выплеском ужасного горя, застывшего внутри – это потрясающая сцена второй раз пробрала меня до слез.

Пожалуй, самым загадочным и таинственным оказался введенный в спектакль персонаж, в программке его назвали Ушелец (в исполнении Артема Пархоменко). Этот длинный и лысый дядька-тень в черном, всегда молча и совершенно неожиданно появлялся в какой-то важный момент с различным реквизитом – табуретом, цветами, причем его никто не ждал... И знаете, он такой гармоничный и карикатурный, разряжающий обстановку, что в него невозможно не влюбиться. Вот он пример потрясающей игры без слов, только действо, ведь табурет можно вынести по-разному.

Война и мир

Война и мир

«Точка», которую поставил режиссер в этой постановке, не стала неожиданностью, к этому все и шло… И эта философия раскрывается в гениальном и сильном, на мой взгляд, монологе вечно «рассеянного» графа Пьера Безухова, плененного французскими солдатами. Его удивительно мило, проникновенно, комично, и по-детски просто, сыграл Павел Попов. Вот она проза жизни, когда в экстремальных ситуациях, люди не только быстро взрослеют, переосмысливают жизненные ценности, но и показывают свое истинное лицо.

В спектакле еще есть один персонаж – сам автор романа граф Лев Николаевич Толстой. Он, как 25-й кадр, появляется на сцене, его как бы нет, но он все видит и слышит. Даже во время поклона артистов – он просто проходит мимо, по своим делам, думая о чем-то своем... Это вызывает дополнительный шквал оваций, очередная великолепная находка режиссера.

Могу с уверенностью сказать – спектакль «Война и мир» в Вахтанговском театре – это вызов всему обществу. В интерпретации Римаса Туминаса – это мега-актуальный спектакль на все времена. Да, на сцене события 19-го века, а на улице век 21-й, но этот временной мост настолько хрупок... Ведь историю вершат люди, их поступки.

Война и мир

Война и мир

И спектакль заставляет задуматься. Дворяне, показанные в «Войне и мире», защищали свою страну, шли на жертвы ради нее. Способна на это сегодняшняя элита, с детьми, обучающимися за границей, и счетами в зарубежных банках? Сейчас Европа, как и тогда, ищет виноватого в своих внутренних противоречиях. И, конечно, в очередной раз виновной во всем пытаются назначить Россию. И назначат. Между тем США, современный преемник Французской империи – стягивают к границам России военную технику, устраивают провокации внутри нашей страны…

Спектакль начинается в семь часов вечера и длится пять часов. Получается, что жителям Подмосковья, а оно у нас достаточно большое, посетить постановку будет достаточно проблематично. Не у каждого есть автомобиль, чтобы после него попасть на электричку или автобус до дома. Чуть бы пораньше начало – больше зрителей могло бы оценить это потрясающее представление.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра имени «Евгения Вахтангова»