Закон и Справедливость - Совместимы

11 ноября 2021

Премьера в московском драмтеатре Модерн – спектакль Петр Первый Юрия Грымова

В спектакле «Петр Первый» худрук театра «Модерн» Юрий Грымов задается вопросом, кому служил царь – Антихристу или Христу


На сцене московского драматического театра «Модерн» идут премьерные показы историко-философского спектакля «Петр Первый» от режиссера и художественного руководителя Юрия Грымова. Это первая постановка крупномасштабной трилогии под названием «Антихрист и Христос». За основу взяты, разумеется переработанные, произведения Дмитрия Мережковского и Алексея Толстого.

Модерн Петр Первый

Модерн Петр Первый

Юрий Грымов умеет удивлять, поражать и держать в тонусе зрителей, а также давать «пищу» для размышлений после просмотра спектакля. Еще до премьеры «Петра 1» об этой постановке много говорилось, а Грымов, как всегда, рассказывал самую малость, держа интригу. Ведь каждый зритель должен сам понять, пропустить через себя замысел режиссера, оценить игру актеров. Именно поэтому худрук «Модерна» никогда не рассказывает все до конца, ему всегда интересно услышать мнение зрителя…

Каждый спектакль в «Модерне» начинается с «говорящего» занавеса. На этот раз после третьего звонка он в буквальном смысле «ожил», пошел обратный отсчет времени с 2021 года в год 1699-й. На сцене минимум декораций. Висят повешенные трупы стрельцов, казненных в октябре 1698-го, их опрыскивают дымом, чтобы не было вони. Бояре со страхом поглядывают на повешенных бунтарей, греются у костра, рассуждают о том, что царь Петр самолично отрезает бороды, заставляет одеваться «на европейский манер», и страшно представить, чего еще ждать от государя…

Модерн Петр Первый

Модерн Петр Первый

Очень интересная находка – нищие просят милостыню, а затем как-то незаметно становятся частью города, у них на спинах дома, церкви и даже кладбище – символично… Действие переносится в Немецкую слободу, и на сцену смешной одинаковой походкой выходят немцы в огромных карикатурных париках. Они говорят по-немецки, периодически переводят несколько слов, что каждый раз вызывает смех в зале, но все же переходят на ломанный русский – так ближе к народу. Франц Кенигсек (в комичном исполнении Сергея Аронина) – тонкий интриган, влюбленный в фаворитку царя Анну Монс (ее сыграла Маина Чижевская). Он все же добился ее расположения, но и сведения о государе получать от нее не забывал. Петр случайно узнал об их интрижке – когда Кенигсек утонул, в руках у него осталась подвеска, которую царь подарил своей возлюбленной. «Что ж, Аннушка, предала ты меня», – говорит государь.

Петр Первый на сцене предстает в двух образах: молодой Петр (безмолвного двойника сыграл Алексей Баранов) и «Государь всея Руси», умудренный тяжестью жизни, которого ярко показал Юрий Анпилогов. Он буквально упивался, жил своим, таким многогранным и сложным по характеру персонажем. То царь весел, то вдруг видит боярина с бородой и немедленно хочет ее остричь, но тому «везет», подходящих ножниц не оказалось. А на войне со шведами и вовсе выступает в роли стоматолога, вырывая у солдат даже здоровые зубы, ведь в бою солдат не должен думать о физической боли, ему нужно самоотверженно биться.

Пленная шведка Катерина (в исполнении Анастасии Морозюк), которую за рубль выкупил граф Борис Шереметьев (его блестяще сыграл Константин Конушкин) и сделал своей любовницей – запала в душу царю. И вскоре стала его женой, государыней...

Модерн Петр Первый

Модерн Петр Первый

Петр сделал много, ввел указ об исчислении нового года с 1 января, построил на реке Неве новый город, назвав его Петербург, «прорубил окно в Европу», построил флот, выиграл несколько войн…

Был у царя старший сын Алешка (его сыграл Владислав Свиридов), который с детства, как он сам говорил, боялся отца, боялся сделать что-то не так, жил всю жизнь под страшным гнетом. Женили его также против воли, как когда-то и самого Петра. И как только отец занемог, бояре решили устроить заговор и посадить на престол Алексея Петровича. Государь поправился, заговор был раскрыт, Алексею с его возлюбленной крепостной девкой Ефросиньей (в супер-исполнении Марианны Канивец) пришлось спешно бежать за границу. Но и там их нашли, лично граф Шереметьев доставил обоих на Родину. Глубоко беременную Ефросинью государь пытал лично, она все рассказала, что да, Алексей был в сговоре с боярами и сам хотел на престол сесть… Не выдержал пыток над любимой царевич, признался во всем. А когда узнал, что его ребенок умерщвлен, назвал своего отца Антихристом и проклял.

Модерн Петр Первый

Модерн Петр Первый

Сцена, когда Петр в нижней окровавленной сорочке допрашивает обреченного на смерть сына – одна из ярчайших в спектакле. Муки монарха происходят прямо на глазах зрителя, он понимает, что сын оказался предателем, хотел свергнуть его и достоин только смерти. Но ведь это сын, родная кровинушка. «Неужели, чтобы спасти Россию надо убить сына?!», – это крик души… Зародились сомнения и в самом государе, а может он и не Христу служил, может, он и в самом деле Антихрист…

Худрук «Модерна» как никто другой умеет расставлять акценты, например – световое оформление, когда Москва сгорела от «шутихи» во время празднования победы над шведами. Музыка – от громкой до почти тишины, от классики до рока и «скулежных» напевов. Все это, в совокупности с мастерской игрой актеров, оказывает безоговорочный эффект. Кстати, музыкальное сопровождение спектаклей Грымов подбирает сам, и всегда, на мой взгляд и слух – в точку. Но больше всего меня все-таки поразило мощное погружение в историю, попытку показать человеческие качества Петра 1 – ведь подняв Россию на новый уровень, сделав действительно великой страной, он немало и людей «сгубил», и даже собственного сына не пожалел…

Модерн Петр Первый

Модерн Петр Первый

Спектакль длится 2 часа 40 минут с антрактом. В таком камерном театре, как «Модерн», всегда приятно находиться, очень располагающая и немного расслабляющая атмосфера, которую сопровождает живая музыка из фойе. Каждый раз, выходя со спектаклей «Модерна», размышляю, прокручиваю какие-то сцены из постановки, перечитываю историю – то есть загружаю мозги, в хорошем смысле. Зрители в очереди в гардероб делятся своими впечатлениями: «Приеду домой, перечитаю про Петра в Википедии». Другая зрительница решила непременно пересмотреть фильм «Юность Петра».

Я же скажу кратко: «Мощно. Ярко. Актуально». Считаю спектакль «Петр Первый» наиактуальнейшим, с политическим подтекстом современности – опять России предстоит собирать Великую Страну, тридцать лет расколотую на части. Опять нужно противостоять врагам, внешним и внутренним, это вопрос выживания. Так что первую постановку из трилогии «Антихрист и Христос» – уверенно рекомендую для просмотра. С нетерпением ждем следующие спектакли – «Леонардо» и «Иуду» («Время МСК»: о 34-м сезоне «Модерна» и трилогии «Антихрист и Христос»).

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра «Модерн»