Закон и Справедливость - Совместимы

18 сентября 2021

Премьера в театре имени Ермоловой – спектакль «Леди Макбет Мценского уезда»

Театр имени Ермоловой представил постановку «Леди Макбет Мценского уезда» с Кристиной Асмус в главной роли


Сегодня в театре имени Ермоловой стартовал новый театральный сезон 2021-2022. И сразу первая, взрывная, премьера – спектакль-расследование «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести русского писателя Николая Лескова. Режиссером этой мощной, осовремененной постановки стал Данил Чащин. Главную героиню, забитую купчиху, осмелившуюся полюбить приказчика и поставившую на кон не только свое сердце, благополучие, но и свободу, Катерину Львовну Измайлову, блестяще сыграла Кристина Асмус.

Леди Макбет Мценского уезда

Леди Макбет Мценского уезда

Накануне официальной премьеры мы побывали на предварительном показе, получившейся мега-современной интерпретацией классики. Ермоловский театр просто сразил, погрузив в бурю человеческих эмоций. Усиление этому придает и жесткая музыка с не менее жесткими словами в исполнении российского дуэта Aibel и группы «Краски». Музыка идет фоном к, порой, страшной хореографии с не менее жутким световым оформлением. Красным яблокам и дождю тоже отведена особая «роль».

Надо сказать, что, идя на этот спектакль, думала, что увижу нечто классическое потрясающего нетленного произведения Лескова. Но, попав в зрительный зал, сразу же ощутила интригу: звук постоянно капающей воды, плавающая мультимедийная рыба на заднике, минимализм в темных декорациях, и только хрустальная люстра, на протяжении всего спектакля, играет немаловажную роль – она то бесцветная, то серебристая, то огненно-золотистая – такой немой свидетель всего происходящего.

Спектакль длится час пятьдесят минут без антракта, смотрится на одном дыхании, и с каждой сценой погружает все глубже. Зритель как бы становится немым свидетелем страшной истории, длящейся чуть более пяти лет. Вся постановка завязана вокруг показаний купчихи Катерины Львовны Измайловой, которую исполнила Кристина Асмус, в ходе следствия.

Эта хрупкая, проданная нелюбимому мужчине, вдовцу, девчонка из бедной семьи, вмиг стала забитой, боящейся и ненавидящей своего мужа. Она словно смазливая кукла в богатых руках старого купца, который обращается с ней самым мерзейшим образом: то чай не горячий, и он выплескивает его прямо на пол, то салфетка грязная, и он бросает ее в лицо жене, хорошо, хоть позволяет сидеть за одним столом. И даже, несмотря на эти постоянные унижения, побои, насмешки, Катерина Львовна – сильная личность с бунтарским характером, и выдает ее голос с бархатной хрипотцой, словно идущий из глубины.

В одиночной камере адвокат Терентий Павлович в исполнении Виктора Ворзонина, пытается понять истинные причины трех убийств, в которых оказались замешаны купчиха Измайлова и ее «полюбовник» приказчик Сергей Калинин (его исполнил Станислав Раскачаев). Адвокат более чем уверен, что подстрекателем к преступлениям стал именно ушлый Сергей, который и сам был не прочь пожить красивой, богатой жизнью. Но ведь есть свекр Катерины Львовны, ее муж, и 10-летний наследник половины состояния Феденька…

До последнего Катерина Измайлова не сознавалась. Ее «сломала» очная ставка с Сергеем в остроге, где он дал признательные показания. Тогда беременная от любимого Катерина еще не понимала, что страшное осознание разочарования и предательство любимого еще впереди…

Жесткий приговор суда присяжных – прилюдная порка на глазах толпы и затем пожизненные каторжные работы. И вот тут, на мой взгляд, две самых мощных и одновременно ужасающе красивых сцены. Сначала осужденная Катерина в муках рожает. Толстая канатная веревка, словно пуповина, связывающая мать и дитя, превращается в младенца, наследника состояния купцов Измайловых. Это просто потрясающий ход, великолепно сыгранный Асмус. У ее героини безжалостно забирают ребенка. От горя и отчаяния она не может кричать, открывает рот, но звуков нет… Прошибает до мурашек.

А затем арестанты, закованные в кандалы, идут по этапу, и Катерина Львовна с Сергеем среди них. Любящая женщина отдает ему единственные теплые чулки, чтобы его ноги, натертые колодками, не болели. А на утро видит их на рыжей арестантке, ставшей любовницей Сергея. Все арестанты откровенно смеются, издеваются над купчихой и избивают. Эта страшно потрясающая сцена. Не знаю, что задумывал режиссер, но я увидела, что Катерина Измайлова, наконец-то, осознала все предательство «полюбовника-изменщика» и на глазах зрителей начала сходить с ума. Пока ее избивали, она дико смеялась. Затем ее мозг просто отключился, не смог вынести издевательства и осознания того, что ее просто использовали. Все это время на сцене льет реальный дождь, а хрустальная люстра становится яркой вспышкой – символом освобождения. И разум, и тело Катерины Львовны Измайловой свободны.

Во время представления было видно, как актеры кайфовали. А исполнительница главной роли Кристина Асмус даже позволила себе поблагодарить партнера Станислава Раскачаева за работу, она схватила его на поклоне за подбородок и потрясла в знак признательности.

После показа зрители в фойе делились впечатлениями, говоря, что постановка «взрыв» и «очень смелая фантазия». Несомненно каждый унес с собой свои впечатления.

«Время МСК» однозначно рекомендует к просмотру потрясающе сильную и современную интерпретацию «Леди Макбет Мценского уезда». Этот спектакль безусловно станет одним из самых востребованных в 96-м сезоне театра имени Ермоловой. И не зря именно с него началось открытие театрального сезона.

«Время МСК» о премьерах Театра имени Ермоловой:

Спектакль «Маленькие трагедии» (рецензия).

Премьеры сезона 2021-2022 в театре имени Ермоловой.

Екатерина Карачева