Закон и Справедливость - Совместимы

23 июля 2021

Интервью руководителя СУ СК России по Саратовской области Анатолия Говорунова

Анатолий Говорунов: Следователь должен почувствовать вкус победы от раскрытого им преступления и оконченного расследования уголовного дела


О работе следователя, профессиональной удаче, оперативной реакции на сообщения граждан и многом другом, накануне «Дня сотрудника органов следствия России», руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области, полковник юстиции Анатолий Говорунов рассказал главному редактору издания «Время МСК» Екатерине Карачевой.


Анатолий Говорунов СК РФ Саратов

Анатолий Говорунов

Анатолий Юрьевич, как стать следователем – на Вашем примере можете рассказать?

-- Я родился в Саратове. До работы в следствии окончил военное училище, в 1996 году был направлен в Вооруженные силы в Северо-Кавказский регион, в Чечню, где тогда шла первая чеченская кампания. После возвращения поступил на службу в правоохранительные органы Саратова, служил в налоговой полиции, затем в управлении Госнаркоконтроля. В оперативных органах от простого опера дослужился до заместителя руководителя оперативного отдела Госнаркоконтроля. Оперативная работа от следствия значительно отличается. Задача оперативного сотрудника – обеспечить выявление, фиксацию преступления и достойное оперативное сопровождение расследования. Мы должны были быстро и качественно собирать доказательную базу, доставить подозреваемого, чтобы уже следователь все собранные доказательства положил на бумагу путем возбуждения уголовного дела и закрепил их. И, безусловно, опыт, полученный на оперативной работе, очень пригодился в работе следователя.

В 2004 году мне было предложено перейти на работу следователем в прокуратуру по Саратовской области. Тогда прокуратура была одновременно и следственным, и надзорным органом. Год проработал следователем по надзору в исправительных учреждениях Саратовской области. Затем меня перевели на другой участок работы – в Ленинскую прокуратуру Саратова. В работе следователя мне очень помог оперативный опыт. Зная, как все зарождается и реализуется – работать намного проще, нежели тем ребятам, которые после института приходят в органы вверенного мне регионального следственного управления.

По каким критериям отбираете кадры из вчерашних студентов? Чутье срабатывает, что именно из этого кандидата получится супер-следователь?

-- Отбираем самых лучших. Каждого кандидата пропускаю через себя, лично общаюсь, знакомлюсь, анализирую его характеристики. Есть целенаправленные люди, которые ориентированы на следственную работу, их видно сразу. Каждый проходит необходимые собеседования, тесты, в том числе с использованием полиграфа. Кандидаты на службу достаточно серьезно проверяются сотрудниками отдела кадров. Некоторые отказываются от принятого решения о поступлении на службу на первоначальном этапе трудоустройства. В этом случае моя задача, как руководителя, изначально распознать молодого человека или девушку – смогут они работать в следствии или нет. У нас ведь большие объемы поставленных задач, требования к качеству работы, и я не имею права раскидываться кадрами – сегодня взял, а завтра молодой следователь напишет рапорт об увольнении по собственному желанию. Поэтому я очень серьезно отношусь к подбору кадров изначально.

То есть было такое, что человек не показал себя, как продуктивный следователь, и с ним приходилось расставаться?

-- Такое не часто, но бывает. Я в обязательном порядке приглашаю к себе на беседу сотрудников, которые пишут заявление на увольнение и пытаюсь разобраться, в чем причина, что не так, какие вопросы не понятны, почему он решил уволиться.

В нашей профессии есть такое понятие – «следственная победа». Например, ты получаешь в свое производство нераскрытое дело без лица, то есть без подозреваемого. Не понятны обстоятельства совершенного преступления, кого и где искать, с чего начинать, с кем работать. Однако, когда ты планомерно работаешь по этому уголовному делу, взаимодействуешь с органами ФСБ, МВД, УФСИН и другими правоохранительными органами – постепенно шаг за шагом вырисовывается какая-то единая картина, появляется лицо, либо лица, причастные к преступлению. Когда ты заканчиваешь дело, направляешь его в суд, который выносит ему справедливый приговор – это и есть тот конечный продукт нашей работы. Следователь должен почувствовать вкус победы от раскрытого им преступления и оконченного расследования уголовного дела. Именно эти мысли я и пытаюсь донести до каждого сотрудника.

Кстати, многие следователи после личной беседы остаются на службе. Правда, временно их перемещают с трудного для них пока еще участка работы на более простой. Опыт приходит с годами. И наша задача – вовремя научить, помочь, подсказать, разъяснить, поддержать. А они повышают свой профессиональный уровень уже будучи следователем, совершенствуются.

Хороший следователь – тот, кто умеет правильно организовать сам процесс расследования уголовного дела. За него никто эту работу не сделает, именно он является ключевой фигурой по стратегии и тактике расследования, выстраивания всей цепочки необходимых следственных и оперативных мероприятий.

Я, к слову, и сам стараюсь выезжать на места происшествий, особенно, если это связано с преступлениями, совершенными в отношении детей, а также иные преступления, представляющие сложность в доказывании. Работая на месте происшествия, я своими глазами оцениваю всю картину совершенного преступления, стараюсь быстро сориентироваться в сложившейся оперативной обстановке, даю конкретные указания подчиненным. На эту живую работу я постоянно нацеливаю своих заместителей.

Насколько быстро реагируете на сообщения граждан в социальных сетях?

-- Вы знаете, это очень ответственная часть моей работы, потому что, если что-то, где-то произошло на подведомственной территории, я должен знать об этом первым, независимо от времени суток. Почему? Потому что, если совершено преступление, о котором сообщает гражданин, на него нужно не только незамедлительно отреагировать, а еще и оперативно осмотреть место происшествия и принять неотложные меры, не дать скрыться человеку, который совершил преступление, не допустить уничтожения или сокрытия следов преступления, организовать оказание неотложной помощи потерпевшему, как медицинскую, так и психологическую.

7 июня текущего года в центральном аппарате Следственного комитета России был создан Информационный центр для оперативного получения обращений от граждан. Для экстренной передачи информации гражданам не нужно никуда идти писать заявление, можно просто связаться с Информационным Центром. На каждое переданное нам сообщение из данного Центра мы незамедлительно реагируем. Затем начинается кропотливая работа по проверке полученной информации и принятию необходимых мер. Эта работа налажена.

Хочу отметить, что каждая полученная информация проверяется. После обращения гражданина, заявляющего о совершенном или готовящемся преступлении, его приглашают в соответствующее подразделение управления СК для получения более подробной и развернутой информации. Заявителю разъясняются его права и ответственность в соответствии с законодательством, которую он может понесли в случае предоставления ложной информации.

Коррупция – одно из явлений, которое в России пока побороть не удалось. Кто чаще всего попадается, чиновники, сотрудники правоохранительных органов?

-- В каждом регионе есть дела, связанные с преступлениями коррупционной направленности. Бывают в них замешаны и сотрудники правоохранительного блока. В основном – это взятки, должностные преступления, злоупотребление и превышение должностных полномочий. Но больше и чаще в наше поле зрения попадают все-таки чиновники гражданской службы.

В первом полугодии 2021 года было возбуждено 113 уголовных дел коррупционной направленности. Из них: получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 33 дела; дача взятки (ст. 291 УК РФ) – 13 дел; присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) – 18 дел; мошенничество (ст. 159 УК РФ) – 11 дел.

Судом в настоящее время рассматривается резонансное уголовное дело в отношении мирового судьи судебного участка №1 Балашовского района в отставке. Мы доказали 37 эпизодов ее преступной деятельности, в том числе превышение ею должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ), 14 эпизодов получения взяток в значительном и крупном размерах (ч. 3, 4 и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, обвиняемая, находясь в вышеуказанной должности, в период с 2011 по 2014 годы систематически получала взятки в виде денежных средств, за последующее вынесение неправосудных решений о признании права собственности за конкретными лицами на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории ряда районов Саратовской области. При этом все решения выносились ею в отсутствии возбужденных в установленном порядке гражданских дел и без соблюдения легитимной процедуры рассмотрения гражданско-правовых споров.

Обвиняемая скрывалась от органов следствия в связи, с чем была объявлена в розыск. Ей была заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Как только ее место нахождения было установлено, она была задержана и доставлена в СИЗО, где и содержится до сих пор. Ее противоправным деяниям судом будет дана объективная юридическая оценка.

Также мы направили в суд дело в отношении бывшего министра здравоохранения Саратовской области. Ей было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность»). По версии следствия, в период с октября по ноябрь 2018 года Минздрав Саратовской области заключил три госконтракта на поставку 18 ультразвуковых аппаратов для медучреждений. В декабре 2018 года – январе 2019 года в момент их приемки медучреждениями, министр была проинформирована о несоответствии поставленных аппаратов УЗИ регистрационному удостоверению. Однако все-таки распорядилась принять и оплатить поставщику за данные аппараты более 53 млн. руб., чем нанесла значительный ущерб бюджету страны. В настоящее время это дело рассматривается судом.

Анатолий Юрьевич, раскрытие преступлений прошлых лет является не менее приоритетной задачей СК России. Есть ли успехи?

-- Мы очень активно работаем по данному направлению. Скажу больше, во вверенном мне Управлении находится специализированное подразделение в составе отдела по расследованию особо важных дел, сотрудники которого непосредственно занимаются расследованием преступлений прошлых лет. Следователи данного отдела работают в тесном взаимодействии с криминалистами управления и оперативными службами МВД, ФСБ. Есть положительные результаты нашей работы, в том числе направленные в суд уголовные дела.

Вы сказали, что «поднимаете» дела прошлых лет из архива. А как определяете, что именно это дело в данный момент заслуживает внимания?

-- В системе Следственного комитета России выстроен подход к расследованию преступлений прошлых лет, обеспечивающий постоянную работу по ним. Также не прекращается оперативная работа, нацеленная на раскрытие преступления, установления лица, его совершившего. Огромную роль в работе над данной категорией дел имеет появившаяся в последние годы в распоряжении следственных органов СК криминалистическая техника, а также научные достижения, позволяющие проводить новые виды экспертиз.

За 6 месяцев 2021 года нашим следственным управлением уже окончены расследования по 70 преступлениям прошлых лет.

Приведу пример кропотливой работы, которая связала два поколения следователей. 1997 год – время расцвета мелкого предпринимательства или «челночничества», как тогда это называли. В мае 97-го двое предпринимателей из города Балашова и водитель поехали вместе в Москву за товаром. У одного была сумма 20 млн. руб. на закупки. По дороге попутчики его убили, похитили деньги, а жене потерпевшего сказали, что он в итоге один поехал в Москву за товаром. Супруга погибшего не поверила в правдивость их слов, и обратилась в правоохранительные органы. По факту было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого подозреваемые давали сбивчивые и противоречивые показания. Доказательств для предъявления им обвинения в убийстве тогда собрать не удалось. Их отпустили. Расследование уголовного дела было приостановлено. После создания Следственного комитета России, это дело, как и остальные были переданы из прокуратуры в СК. И дело 1997 года оказалось на столе у другого следователя-криминалиста СК. Изучив его, он выстроил новые версии случившегося. Одного из подозреваемых вызвали на допрос. В итоге он дал признательные показания, и рассказал, что в Москву ездили пять человек, назвав фамилии каждого. Не доехав до столицы, они убили потерпевшего, а тело закопали в лесу. В итоге были задержаны все четверо соучастников, которые сознались в содеянном. Это расследование является наглядным примером того, что работа по делам о преступлениях прошлых лет ведется постоянно, до их раскрытия.

25 июля – День следственных органов России. Что пожелаете своим подчиненным?

-- Прежде всего, я искренне хочу благодарить своих подчиненных за работу, которую они выполняют. Пожелания у меня два. Первое – это здоровье всем моим коллегам, их близким и родным. Работа следователя очень кропотливая на грани нервных и физических возможностей. И я рад, что во вверенном мне Управлении служат трудолюбивые и ответственные люди.

Второе пожелание связано исключительно со службой в системе Следственного комитета России. Знаете, есть такое понятие – «профессиональная удача». Я желаю, чтобы у следователей все получалось – с момента выезда на место происшествия и до конца расследования. Хочу пожелать профессиональной удачи всем следователям, которые каждый день находятся на острие атаки, зачастую забывая про свои семьи, в ущерб своему личному времени. Мы вместе делаем важное дело на благо граждан нашей страны.

Екатерина Карачева