Закон и Справедливость - Совместимы

13 июля 2021

В театре «Моссовета» идут премьерные показы спектакля «Фрёкен Жюли»

Новый худрук театра «Моссовета» Евгений Марчелли представил свою первую постановку на сцене «Под крышей»


В театре имени «Моссовета» продолжаются премьерные показы спектакля-перфоманса «Фрёкен Жюли» по одноименной пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга. Режиссером этой постановки стал новый художественный руководитель театра Евгений Марчелли.

Фрёкен Жюли

Фрёкен Жюли

Надо сказать, что интерпретация пьесы шведского драматурга на камерной сцене «Под крышей» будоражит. Во время перфоманса испытываешь просто невероятный «букет» ощущений – удивление, негодование, отвращение, непонимание, жалость, презрение, разочарование… По этой причине спектакль очень «на любителя», многим зрителям он может активно не понравится.

Начинается спектакль с того, что на миниатюрной сцене-кухне появляется миниатюрная кухарка Кристина (в исполнении Кристины Исайкиной). Шаркающей походкой и как бы, не обращая внимания на зрителей в зале, она двадцать минут готовит стейк с овощами. Это при том, что сама постановка длится всего один час тридцать минут без антракта, из которых продолжительное время зритель наблюдает виртуозность «шеф-повара» в онлайн-режиме. Но ведь суть постановки не в этом.

Главное, как позже выяснится, – это любовный треугольник по-шведски: хозяйка-слуга-кухарка. И вот тут-то показываются все страсти, благодаря главной «скрипке» этого треугольника – Фрёкен Жюли, которую просто невероятно-потрясающе исполнила яркая и харизматичная Лилия Волкова. Эта избалованная девица с мужскими повадками, использующая мужчин в своих интересах, оказывается совершенно несчастной и одинокой.

Фрёкен Жюли

Фрёкен Жюли

Необычность расположения декораций под углом примерно 45 градусов удивило, но за счет этого актеры оказались еще ближе. Они постоянно работали с публикой, с кем-то делились едой и «бургундским вином», отвечали на вопросы – и делалось это быстро, непринужденно, естественно, как будто ответы вписаны в сценарий. Сами декорации серовато-стального цвета, как и костюмы двух персонажей кухарки Кристины и лакея Жана (его исполнил Павел Усачев).

И в этой обстановке яркое пятно с замашками сильной львицы, привыкшей самой выбирать самцов и манипулировать ими – Фрёкен. Она – настоящий мужик в юбке. Пишу и невольно вспоминаю ее первое появление с короной ярких перьев на голове. Как только она зашла на кухню попробовать «суп-отраву» для своей забеременевшей собаки, стало не по себе от этой агрессивной особы. Она один большой комок нервов, сумасшедший негатив, который не заканчивается с каждым ее уходом со сцены, и ты ждешь продолжения. И каждый раз Фрёкен – словно вспышка. Лилия Волкова, конечно, потрясающе вжилась в роль героини. Даже на поклоне чувствовалось, что актрисе нужно время, чтобы отпустить и прийти в себя.

Надо сказать, что для России нет ничего удивительного в том, что особы из высшего общества вступали в романтические связи с мужчинами низшего происхождения. Взять хотя бы повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», опубликованную в 1865 году.

Фрёкен Жюли

Фрёкен Жюли

Натуралистичная пьеса «Фрёкен Жюли» была издана в Дании в 1888 году и суть ее в том, что на глазах кухарки дочь графа Фрёкен вступает в связь с ее женихом-слугой, который, оказывается, мечтал о хозяйке с самого детства, и любил ее всю жизнь. И вот его мечта сбылась, он в постели с этой сильной женщиной. Жан предлагает новой любовнице бежать из этой жизни в другую, и непременно в Швейцарию, купить на деньги Фрёкен отель, где он будет управляющим, а Кристина – заведовать кухней ресторана. Фрёкен поддается искушению, соглашается на предложение Жана, крадет у отца деньги.

Невзрачная Кристина не собирается отдавать своего возлюбленного и потихонечку борется за него, не предъявляя никаких претензий… Но в развязке появляется опасная бритва, лежащая на кровати…

Жюли-Волкова под песню Жанны Агузаровой буквально преобразилась, на ее лице и в глазах читалось недоумение какой же сделать выбор... а на заднем фоне ужасно злобная кухарка с невинной улыбкой…

У зрителя есть возможность придумать свой конец. Скажу одно, игра актеров – просто потрясающая, но сам спектакль, как сказала ранее, на любителя. Не зря говорят, что у каждой постановки есть своя публика и чтобы это понять, надо видеть своими глазами.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра им. «Моссовета»