Закон и Справедливость - Совместимы

28 июня 2021

Интервью с новым главным режиссером Росгосцирка Еленой Петриковой

Елена Петрикова: Актер не должен отвлекаться от творчества. Его задача – думать только о номере и трюках


Второго июня заслуженная артистка России Елена Петрикова назначена главным режиссером Российской государственной цирковой компании (Росгосцирк). О том, какие изменения ждут цирковые площадки нашей страны, как будут принимать в цирковое училище, каково это работать под куполом цирка на высоте 15 метров, боясь высоты, и о многом другом Елена Петрикова рассказала главному редактору «Время МСК» Екатерине Карачевой.


Елена Петрикова

Елена Петрикова

Елена, что входит в работу главного режиссера Росгосцирка?

-- Работа главного режиссера Росгосцирка включает в себя множество обязанностей, в том числе я отвечаю за художественное руководство компании. Понимаю всю меру ответственности и объем работы, возложенные на меня. Цирковой конвейер – это сложная система, потенциал которой мне только предстоит изучить и оценить. Я понимаю, в каком направлении нужно двигаться.

Первоочередная задача – это создание ярких, интересных цирковых спектаклей. В своей стратегии по развитию творческой составляющей Росгосцирка я намерена ориентироваться на лучшие отечественные и мировые практики. Цирк будет идти в ногу со временем, но при этом в основе останутся традиции русского цирка, заложенные отцами циркового искусства.

Также решаю организационные вопросы: контроль за составлением договоров, вопросы, касающиеся нужд артистов, начиная от приобретения чешек, костюмов, заканчивая покупкой крупного реквизита и перевозками. Много документации. Теперь все это проходит через меня.

Сколько указов, распоряжений, приказов уже подписали с момента назначения?

-- Сложно сказать… Много.

Сильно устали после первого рабочего дня?

-- Честно? Да (улыбается)! Много информации, документов. Будучи помощником художественного руководителя, я и раньше занималась похожей работой, но только в меньших масштабах. Не могу сказать, что я – новый человек, который испугался большого объема работы. Конечно, нет. Трудностей не боюсь. Думаю, что справлюсь, потому что работаю с талантливыми людьми, у которых горят глаза и которые любят свою работу. Поставила себе планку, что до конца июня нужно разобраться во всем и вникнуть во все детали.

Получается?

-- Конечно. В первую очередь нужно помочь артистам в создании новых, качественных и эффектных номеров. Где-то переделать старые аттракционы, улучшить программы. Сейчас работаю 7 дней в неделю – с понедельника по пятницу решаю вопросы в главке, а выходные провожу в цирках – отсматриваю номера. Если два города располагаются относительно близко друг к другу, заезжаю в оба. Пока эти поездки носят ознакомительный характер, я должна быть в курсе того, что происходит в каждом цирке страны. В будущем планирую не только сама ставить спектакли, но и привлекать к работе молодых амбициозных режиссеров. Уже есть несколько предложений по спектаклям.

Планируете структурировать все цирковые программы?

-- Да, именно так. Мы хотим структурировать программы и сделать целые отдельные коллективы. Сейчас картина следующая: половина конвейера – это цирковые артисты без коллектива. Их распределяют по городам с различными номерами и на их базе делают представление. Наша задача – изменить это. В каких-то программах уже есть готовые аттракционы с хорошими номерами и трюками. Моя задача – соединить их в один цирковой спектакль.

Все должно быть в идеале – от внешнего вида артиста до реквизита. К этому мы сейчас и стремимся. Актер не должен отвлекаться от творчества – никакие вопросы, связанные с костюмами, реквизитом не должны беспокоить артиста. Его задача – думать только о номере и трюках.

Если выступление артиста вызывает какое-то сомнение или недовольство, что происходит?

-- У нас есть специально созданный Художественно-экспертный совет (ХЭС), в который входит 30 профессионалов своего дела. Это известные артисты цирка, директора, прокатчики, представители Росгосцирка. Если возникает какой-то спорный момент, включая художественную часть номера, все выносится на обсуждение ХЭС, ведется протокол, фиксируется каждое слово. Отсматривают видеозаписи выступлений, выслушивают самого артиста. И только потом принимают решение, касающееся дальнейшей судьбы того или иного номера.

Вы начали ездить и отсматривать программы по циркам. А как оцениваете состояние самих цирков, гостиниц для артистов, требуется ли ремонт?

-- Реконструкция и капитальный ремонт – это не в моей компетенции. Я езжу по стране, вижу, в каком состоянии тот или другой цирк. Недавно была в Иваново. Сейчас там работает программа режиссера Руслана Ганеева. Люблю все его шоу, потому что это красиво и талантливо. Новый спектакль оформлен в лучших традициях цирка и в то же время абсолютно современный – красочный и яркий. Руководит Ивановским цирком Сергей Наумов, который всей душой любит цирк и делает все возможное для артистов.

Ни для кого не секрет, что многие гостиницы при цирках требуют ремонта. При Наумове Ивановский цирк внутри приведен в порядок, все чисто, аккуратно. В гостинице пять этажей, два из них полностью отремонтированы, там приятно находиться. Мы, цирковые, живем месяцами на одном месте, и нам нужен комфорт. Сейчас ремонтируют третий этаж. Со временем планируют привести в порядок все здание. Меня очень радует, что жизнь артиста становится лучше.

Какие еще основные задачи поставлены перед Вами, на которые сделан упор, и которые необходимо реализовать?

-- Основная задача – это, конечно, создать яркие, запоминающиеся, современные представления средствами костюма, снаряда, реквизита, музыки, танца. Мне в руки попадает сценарий, и я должна адаптировать сюжет на язык циркового искусства с помощью средств цирковой выразительности. Важно грамотно объединить разрозненные номера в стройную, композиционно завершенную программу. И такие спектакли должны и будут работать в каждом из наших цирков. Мы сделаем все для этого возможное.

В одиночку я, конечно, не справлюсь, поэтому сейчас в планах создание творческой группы, которая находилась бы под контролем главного режиссера. Эти люди будут отсматривать номера и высказывать свои предложения и идеи. Буквально на днях у меня состоялась встреча с молодым режиссером, выпускником ГИТИСа (Российский институт театрального искусства – Ред.). Он оставил свои работы – сценарные заявки. Мы их обязательно посмотрим. И таких людей, я считаю, должно быть больше. Здесь, в Росгосцирке, работают люди, которые делают все возможное для процветания компании. И это касается всех отделов.

То есть Вы открыты к новым идеям и новым творческим людям?

-- Абсолютно. С первого дня работы в Росгосцирке я завела специальную папочку «Сценарные заявки – 2021», куда записываю интересные мысли и идеи, которые могут помочь в работе. Что касается новых кадров, то буквально на днях я была в комиссии ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) – Ред.), на выпускных экзаменах и увидела много талантливых ребят. Мне всегда интересно знать, что у нас происходит в сфере циркового искусства среди молодежи. И этот выпуск порадовал меня. Там были очень хорошие юноши и девушки, некоторых из них мы даже пригласили на работу в Росгосцирк. Но бывали и откровенно печальные годы.

В чем эта печаль выражалась: некачественный номер или артист не устраивает?

-- У цирковых достаточно много критериев, по которым определяется и качество номера, и сложность трюков, и талант самого актера. Бывает, что артист выполняет опасные трюки, но при этом в нем отсутствует артистизм, без которого на манеже невозможно работать. Цирк – не спорт, а искусство. В цирке надо жить и отдавать себя полностью. По-другому не получится стать артистом.

Сложно попасть в систему Росгосцирка при наличии диплома циркового училища?

-- Если артист талантлив, то его возьмут в любой из столичных цирков, в компанию «Росгосцирк», даже в зарубежные цирки. А если артист не смог раскрыться после многих лет учебы, проведенных в стенах училища, то в цирк, скорее всего, его не возьмут. Сам выпускник должен понимать это. Значит, надо искать другую профессию. Одна моя подруга окончила цирковое училище по классу клоунады, но не нашла себя в этом жанре. Она вовремя поняла, что смешить людей – не для нее. Стала заниматься живописью, сейчас ее работы очень востребованы.

Может, тогда надо расставаться с такими учениками еще во время поступления или после первого курса?

-- Этот вопрос недавно обсуждали на совещании. Все пришли к выводу, что необходимо менять требования к поступлению в цирковое училище. Будем разрабатывать новую концепцию, которая даст возможность еще при поступлении определить – перспективный абитуриент или нет. Комиссия из работников училища, конечно, была всегда, но в ней не было именно действующих цирковых артистов. Это предложение поддержали все. Внедрить его хотим уже в этом году. Понимаю, что желание быть цирковым артистом – это прекрасно, но, чтобы стать хорошим артистом, помимо желания нужен талант.

Сейчас в современной цирковой индустрии удивлять зрителя становится все сложнее и сложнее. Кто пишет сценарий к представлениям, откуда черпают идеи?

-- Удивлять становится сложнее и сложнее – мир движется вперед, но и цирк не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых идей и их реализации. К своим работам я сама пишу сценарии. Все структурирую, разрабатываю целые системы, в которые включены несколько сценарных планов с таймингом на музыку, на реквизит, на свет, на видеоряд. В сценарии прописывается все – в какое время вынести реквизит, куда поставить, когда убрать. Все четко и быстро. Только тогда, когда продумано все до мелочей, не будет хаоса и бардака. Цирк – это особый мир. В нем все должно быть четко, каждый должен знать, куда идет и за что отвечает.

Каждый режиссер работает по-своему. Я, например, всегда вижу общую картину. Сначала рождается идея, а потом в голове прокручивается, как кинопленка, видеоряд – кто куда полетел, кто откуда выскочил, какая должна быть музыка и костюмы.

Цирк с детства – это улыбка, красота, волшебство, праздник. В цирк приходят всей семьей. Детских спектаклей мало. Еще будут?

-- Детские сказки всегда интересны, над ними интересно работать, а потом получать отдачу от маленьких и взрослых зрителей. В Росгосцирке есть спектакль «Девочка и слон» – очень театрализованный проект. Но это совершенно не значит, что все представления должны быть именно такими. Цирк должен быть разным. В каждый город должны приезжать разные по своему стилю программы, в том числе и детские.

Есть конкуренция среди артистов в цирке?

-- Артисты в цирке не конкурируют друг с другом, они работают в одной команде, цирк – это семья. Я считаю, что цирк – это нация. Культура, традиции, история, язык – это и есть определение нации. Цирковое искусство зародилось много тысяч лет назад. Когда неизвестно, но информация о нем начинается, как минимум, с древнего Египта.

Однажды во время путешествия по Каиру я испытала приятный культурный шок, когда, при осмотре древних фресок, увидела изображение цирковой девочки, которая работала каучук (жанр каучук демонстрирует невероятную гибкость тела – Ред.). Она стояла, согнувшись в мостике. Это очень известная фреска, можно купить сувениры с ее изображением. Я купила, и теперь она украшает мой дом.

У артистов даже есть своя мода – как надо выглядеть, какой грим нанести, какой костюм приобрести. Мода у всех своя, она отличается даже по странам. Глядя на артиста, все сразу понимают из какой страны он приехал. У нас очень яркий язык тела и трюка.

Во время пандемии были ли артисты, с которыми Росгосцирку пришлось расстаться из-за, скажем, нехватки финансирования?

-- Пандемия – страшное время, конечно. Она еще не закончилась, и мы до сих пор ощущаем ее последствия. Культура – одна из сфер, которая сильно пострадала во время пандемии. Заполняемость зала в цирках сначала была 25%, теперь – 50%. К примеру, канадский цирк объявил себя банкротом во время пандемии, это полностью коммерческое предприятие. Там уволили почти всех артистов. А мы сберегли коллектив. Росгосцирк, Большой Московский цирк, Московский цирк Никулина на Цветном – все сохранили свой состав, артистам платили зарплату.

Перед приглашением почувствовали переломный момент, что вот-вот что-то кардинально изменится в работе?

-- Было такое предчувствие. Когда Сергея Григорьевича Белякова назначили генеральным директором Росгосцирка, он стал собирать команду. И когда он предложил стать главным режиссером компании, я думала не долго, согласилась почти сразу.

Елена Петрикова

Елена Петрикова

Но все-таки думали?

-- Да, это серьезный шаг. Мои родители – артисты цирка, я – цирковая во втором поколении. Уходить с манежа непросто. Для многих артистов – это просто невозможно сделать, цирк – навсегда. Он – наша жизнь, все строится вокруг него. Рассуждала так: в воздушной гимнастике я показала все, на что была способна. Дальше будет только регресс. Пусть зрители запомнят меня в моих лучших спектаклях. Я окончила ГИТИС по специальности «Режиссура», а также Московский экономический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление». И я очень благодарна Сергею Григорьевичу за это предложение.

Елена, Вы не раз говорили, что боитесь высоты. Как так – воздушная гимнастка и боится высоты?

-- Да, боюсь. Еще боюсь со зданий вниз смотреть.

Репетиции в воздухе на высоте нескольких метров каждый день...

-- Корд-де-парель, полотна, ремни – это то, что ты держишь в руках и сам отвечаешь за свою жизнь. Я начала работать на корд-де-пареле (веревочный канат, похожий на тот, который применяют на уроках физкультуры). Выполняла трюки без страховки. Страшно не было, я доверяю себе и своим рукам. Страх был, когда я первый раз летала под куполом 26 метров самого большого цирка в Европе. Обычно в цирках высота купола – 18 метров. Меня тогда просто парализовало от страха.

Но все же Вы выбрали воздушную гимнастику?

-- Расскажу историю. Однажды мы поехали во Владивосток на фестиваль детско-юношеского творчества. Среди конкурсантов была девочка, которая работала на корд-де-парель. Это было так красиво, что я загорелась. Папа съездил в порт и привез оттуда корабельный канат. Раньше на таких и работали. Это сейчас появились специальные цирковые мастерские для изготовления реквизита, который удобно держать в руке. А тогда я обматывала руки и ноги бинтами, потому что они стирались в кровь.

Я была уверена, что все получится с первого раза, но меня ждало разочарование. У меня уже был опыт и подготовка на тот момент, но подтянуться оказалось очень тяжело.

Классический корд-де-парель сегодня никто не работает, потому что это – один из самых сложных жанров. Ты поднимаешься под купол цирка и выполняешь трюки в течение 8 минут без страховки. У тебя нет возможности передохнуть на полу. Все это время ты проводишь в воздухе.

Кстати, я вообще не знала, что мне страшно наверху. Вдохновленная номером с трапецией, я решила попробовать сама. Бодро поднялась по лесенке, схватилась за трапецию, но в тот момент осознала, что вокруг меня ничего нет, только пустое пространство. Внизу зияла пропасть. У меня началась паника и истерика, я не могла расцепить руки. В итоге униформисты снимали меня на лонже (веревочный трос – Ред.).

А что-нибудь экстремальное не пробовали? Может, прыгнуть с парашютом?

-- Я, наконец-то, могу это сделать – прыгнуть с парашютом или встать на горные лыжи (смеется). Раньше не могла этого позволить, потому что, когда ты работаешь в команде артистов, на тебе лежит большая ответственность, а травмы – это, значит, выпасть из процесса и подвести коллег по цеху. А этого делать нельзя.

Как удается держать себя в прекрасной форме?

-- У меня не типичная для гимнаста фигура. Никогда не было мускулов, при этом я легко подтягивалась 25 раз. В Японии даже участвовала в соревнованиях, где надо подтягиваться. Правильное питание и постоянные тренировки – вот мой секрет.

Сколько килограммов теряли за представление?

-- Никогда не считала, даже не задумывалась. От перенапряжения и волнения точно не теряла вес. Я спокойный человек, у меня нет страха перед выходом на манеж.

В цирке много спортсменов?

-- Часто бывает, когда спортсмен, заканчивая свою профессиональную карьеру, переходит в цирк. Не все, но некоторые из них. Раньше было наоборот – спортсмены приходили в цирк и просили, чтобы их обучили, так как в цирке прыжок был выше, а подготовка – лучше. Сейчас тенденция поменялась, спорт, как и цирк, очень мощно развивается.

Артисты приводят своих деток в цирк, есть какая-то школа?

-- Да, при многих цирках работают детско-юношеские цирковые студии. Все дети, которые репетируют, имеют ученический план, сдают экзамены. Все серьезно. Занятия проходят с педагогами по каждой дисциплине отдельно – эквилибр, акробатика, воздушная гимнастика, танцы, актерское мастерство. Тело артиста должно говорить, как и мимика. И я очень хочу, чтобы эта практика распространилась на все цирки. Цирковые должны заниматься хореографией и актерским мастерством – это дает огромный плюс не только на манеже, но и в жизни.

Любимое блюдо?

-- Паста с морепродуктами.

Любимый цвет?

-- Исключительно черный. Как альтернатива – красный. Черный – это уникальный цвет, который вобрал в себя все. Если вы смешаете все цвета, то все-равно получится черный.

Екатерина Карачева