Закон и Справедливость - Совместимы

21 июня 2021

Премьера в театре имени Ермоловой – спектакль «Маленькие трагедии»

«Маленькие трагедии»: Театр Ермоловой объединил короткие пьесы Александра Пушкина в современную интерпретацию


В театре имени Ермоловой продолжаются премьерные показы спектакля «Маленькие трагедии» по циклу произведений Александра Пушкина. Режиссером этой постановки стала Наталья Волошина, которая смогла объединить все четыре пьесы русского поэта, драматурга и прозаика, в одно целостное представление, оттолкнувшись от сегодняшних реалий.

Маленькие трагедии

Маленькие трагедии

Спектакль длится всего один час пятнадцать минут без антракта, и за это время на «Новой сцене» (вход со стороны Никитского переулка – Ред.) разыгрывается то ли комедия, то ли трагедия, то ли фарс, читается рэп, речитатив, поются старинные песни… И все это – о пороках человеческих, описанных великим Пушкиным в четырех пьесах: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Пожалуй, еще никто не смог так трагикомично описать их, как Пушкин.

Режиссер Наталья Волошина тоже не сразу взялась за данную постановку, несколько лет она вынашивала свою идею, «заразила» ей молодых артистов театра имени Ермоловой. И все с головой погрузились в работу…

Камерная «Новая сцена» – это прямое общение артиста со зрителем. И в данном спектакле – это реальный диалог глаза в глаза. Все действо начинается с того, что на черной-черной сцене находятся шесть актеров, одеты они в черное, с босыми ногами. И они … наблюдают, как зрители рассаживаются по своим местам, волнуются, как их воспримут.

Луч прожектора высвечивает актера Василия Буткевича. Он сразу сообщает, что каждый актер сыграет по 2-3 роли. Более того, во время изучения материала, актеры не только наиглубочайше погрузились в него, но и выявили некие «коды», которыми Пушкин, по их мнению, общался со своим читателем через «Маленькие трагедии». Такой диалог со зрителем происходит на протяжении всей постановки. Зрителя как бы втягивают не только оценить, насколько она удачлива или нет, а именно задуматься, погрузиться несколько глубже в материал вместе с актерами и их героями. Считаю, что это отличный ход.

Уже через мгновенье прожектор высвечивает Сальери (его просто великолепно, как и всех своих остальных персонажей Лепорелло и священника, сыграл Андрей Попов). Мы понимаем, что этот отрывок из «Моцарт и Сальери». Сальери сидит к зрителю спиной на стуле, он весь трясется под воздействием тока. Этой процедурой он себя приводит в чувства, потому что страшно, до изнеможения страшно, завидует гениальности праздного гуляки Моцарта. Как глубоко погрузился в своего героя Попов, он буквально преображается на глазах, трудоголик Сальери съедает себя изнутри своей завистью – это потрясающий монолог-признание самому себе в одном из распространенных пороков человека.

Маленькие трагедии

Маленькие трагедии

А между тем Моцарт исполняет ему на бокалах с водой свое новое великое произведение – «Реквием». Моцарт называет Сальери своим «другом», и завистник на мгновенье замирает… Но пожирающая зависть вновь завладевает им… Моцарт выпивает бокал с ядом до дна и умирает, а Сальери, вместо радости и триумфа, вновь возвращается на электрический стул…

Прелюбодейство и ложь – еще два распространенных человеческих порока, которые Пушкин высмеял в «Каменном госте», а актеры театра Ермоловой потрясающе их передали.

Лаура, знойная, обжигающая рыжеволосая, гибкая актриса (ее сыграла Анастасия Альмухаметова) танцует с бубном для гостей, вау-эффект. Настолько комично подается любовный треугольник Лаура – дон Карлос –дон Гуан (он постоянно жует жвачку, а его костюм вызывает взрыв хохота, его сыграл Станислав Раскачаев). Эта молодая, невероятной красоты женщина, вертит своими любовниками как хочет. Итог – дуэль. Дон Гуан убивает дона Карлоса. Валентин Харенко, сыгравший дона Карлоса, обращается к зрителям: «Как сыграть так, чтобы все поняли, что человек умер?». Прекрасный философский монолог-обращение к зрителю…

Маленькие трагедии

Маленькие трагедии

Дон Карлос умер, а дон Гуан вынужден прятаться в монастыре. В монастырь регулярно приходит на молитву вдова Командора – дона Анна (ее просто потрясающе исполнила Мария Крылова). Дона Анна в черном платье, спрятанная под невероятной длинной красной вуалью. Это красное пятно просто завораживает, приковывает к себе все внимание – очень эффектная находка. А сама вдова под ней вся такая скромно-переменчивая, неуверенная в своих решениях, жаждущая любви. Она верна Командору, которого недавно похоронила… Но изворотливый дон Гуан наговорил вдове кучу комплиментов, умолчав, что именно он убил Командора, и она согласилась его принять… В конечном итоге – кара настигает обоих.

На протяжении всего спектакля актеры находятся на сцене или сбоку, сами трансформируют декорации. Потрясающая хореография, дополняющая слова актеров. Темпоритм постоянно меняется, движения из плавных становятся резкими, а иногда отрывистыми. Все это дополняется музыкальным оформлением и четкой подсветкой. Спектакль смотрится гармонично и слаженно. Зря в самом начале актеры так переживали, что к молодым артистам относятся предвзято, когда они играют не современность, а классику. Это не так. Ребята, верьте в свои силы и не комплексуйте!

Считаю, что спектакль «Маленькие трагедии» на «Новой сцене» театра имени Ермоловой вполне может претендовать на номинацию – «Изюминка сезона». Смотрится на одном дыхании, некоторые сцены вызывают мурашки, а от некоторых хохочешь до слез. Еще от игры Попова-Сальери просто дух захватывает…

Впрочем, у каждого спектакля – свой зритель, что рассказывать. Приходите сами, все увидите и не забудьте поделится мнением с родными и друзьями.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра имени Ермоловой