Закон и Справедливость - Совместимы

5 декабря 2020

Кинокамера – главное оружие оператора на Великой Отечественной войне

Кинооператоры, режиссеры, звукооператоры снимали ужасы 1941-1945 гг, порой, ценой своих жизней


Ровно 79 лет назад, 5 декабря 1941 года, Красная Армия начала генеральное контрнаступление за оборону Москвы. Наравне с солдатами в кровопролитных боях принимали участие и фронтовые кинооператоры, режиссеры, звукооператоры – все те, у кого вместо оружия в руках была кинокамера. Именно это кино-оружие запечатлело множество страшных кадров Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Кинооператор Борис Дементьев

Кинооператор Борис Дементьев

За несколько месяцев до начала войны, все операторы стали военнообязанными, получили погоны, прошли ускоренный курс молодого бойца. На этих курсах их учили не только владеть пистолетом, но и быть психологически стойкими, ведь снимать кровавые кадры – тяжело. А они должны были снимать всю правду, как взрывается артиллерийская пушка вместе с бойцами, гибнут в окопах солдаты или бросаются с гранатой под танк. Они снимали везде – в боях, в партизанских отрядах, в рядах ополченцев в Европе. Всегда и всюду с кинокамерой – главным оружием оператора.

На основе кинохроники создавались целые черно-белые фильмы: парад перед контрнаступлением на фашистских захватчиков в декабре 1941-го, битва за Сталинград, Курская битва, жизнь и оборона блокадного Ленинграда, взятие Рейхстага, а также кадры разрушенных городов и поселков, убитых фашистами мирных жителей.

Могила Семена Стояновского в Вене

Могила Семена Стояновского в Вене

Всего за четыре года Великой Отечественной войны советские операторы отсняли 3,5 млн. метров фронтовой кинохроники – более 2 000 часов. Их было 318 человек. И благодаря им мы знаем о том, что происходило на войне. К сожалению, не все они дожили до Победы – погибали в боях с камерой в руках. Историк кино Владимир Михайлов, изучавший работу фронтовых операторов, указал на печальную статистику: «Каждый второй ранен, каждый четвертый убит. Такова была цена хроникального кадра».

Для увековечивания памяти летописцев войны Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» создали документальный онлайн-проект «Как снимали войну». Это цикл из 20 роликов о фронтовых хроникерах, которые ценой собственной жизни, перебарывая страх и боль, старались зафиксировать до мельчайших деталей то, что происходило на войне.

«Завершая этот проект, мы решили поименно представить тех, кого мы показали мельком, что называется, общим списком. Назвать имена этих настоящих героев», – рассказал создатель проекта Алексей Ханютин, ведь имена авторов этой кинохроники были почти никому неизвестны.

Виктор Муромцев за минуту до гибели

Виктор Муромцев за минуту до гибели

Среди них Виктор Муромцев. Он снимал хронику на Северо-Западном фронте, в партизанских отрядах Ленинградской области, в Югославии среди партизан. К сожалению, кинооператор не дожил совсем немного до Победы над фашистскими захватчиками – погиб 30 апреля 1945-го под Триестом (Италия) во время боя, прямо с камерой в руках, за минуту до гибели его запечатлел коллега (фото). Его похоронили в братской могиле. Уже после его смерти, в 1947-м, фильм «Югославия» удостоился Сталинской премии.

Кинооператор Семен Стояновский начало войны застал на Эльбрусе, где снимал фильм об армейских альпинистах, и сразу же отправился на фронт. Он снимал военную хронику на многих фронтах. До капитуляции фашистской Германии герой войны не дожил. 12 апреля 45-го он был тяжело ранен во время съемки уличных боев в Вене (Австрия), скончался уже в госпитале. Стояновского похоронили в центре Вены рядом с парламентом, но в 1956-м прах всех воинов, павших за освобождение города от фашистских захватчиков, был перезахоронен в мемориале на городском центральном кладбище.

Вечная память всем, кто снимал хронику Великой Отечественной войны.

Екатерина Карачева