Закон и Справедливость - Совместимы

2 ноября 2020

В Москве будут приходить штрафы с видеокамер за непристегнутый ремень и разговор по телефону

Власти Москвы настроили видеокамеры на штрафы за непристегнутый ремень и разговор водителя по телефону


Сегодня Департамент транспорта Москвы заявил, что вводит в эксплуатацию сертифицированные видеокамеры, которые будут фиксировать два правонарушения – непристегнутый ремень и разговор водителя по мобильному телефону во время движения автомобиля. Штрафы на основании фотографий будут выписывать инспекторы ГИБДД. Когда начнут приходить «письма счастья» нарушителям, чиновники решили не сообщать, заявив, что это будет «скоро».

Мобильник за рулем

Мобильник за рулем

Видеокамеры фиксации начали испытывать еще в феврале этого года. По данным столичного Дептранса, было проведено достаточно тестов, чтобы «исключить ошибку при распознавании нарушений». Во время «работы видеокамер в тестовом режиме» штрафы за непристегнутый ремень безопасности и за использование телефона во время езды, водителям не отправлялись.

Современная камера, отметили в ведомстве, может «безошибочно выявлять» на четких фотографиях – руль, ремень безопасности, руки водителя, телефон. К примеру, видеокамера будет «расценивать» телефон в руках «как признак нарушения» и неважно «разговаривает автомобилист по телефону или пишет сообщения».

Лицо водителя-нарушителя на фотографии в «письме счастья» будет расплывчато, чтобы «защитить персональные данные», но у ГИБДД будут оригиналы, на случай оспаривания постановления. При этом не исключаются погрешности фиксации. И если водитель отнял руки от руля, а ему прислали штраф за разговор по телефону, то такие «сомнения всегда будут трактоваться в его пользу».

Так или иначе, видеокамеры в Москве скоро начнут фиксировать эти два правонарушения. Одобрение на их использование было получено только после того, как власти и ГИБДД убедились в исключении «ошибки распознавания нарушения».

Несмотря на то, что «проведено достаточно тестов» и «ошибки исключены», а любые сомнения должны трактоваться в пользу водителей – с точки зрения обычного автомобилиста появляется масса вопросов.

Вот некоторые, навскидку:

1. Штраф будет выписываться нарушившему водителю или владельцу автомобиля?

2. «Расплывчатое» для «защиты персональных данных» лицо водителя – каким-то образом уже оказалось в базах данных? Массовая фотофиксация граждан, сделанная во время короновируса, пошла по ведомствам, вместо обещанного уничтожения?.. Или из соцсетей качают? Или же сравнение будет происходить только по фото «анфас», сделанное при получении водительского удостоверения?

3. Четкую фотографию водитель сможет получить только при обязательной поездке в ГИБДД? Ведь даже в суд с «размытой» не обратиться, если штраф выписан ошибочно, например, другому водителю.

4. Многие используют телефон, как навигатор – обновить маршрут, дотянувшись до телефона теперь запрещено? Кстати, навигаторы приравнены к телефону? Штраф неизбежен?

5. На реальную опасность или же безопасность использования гаждета в конкретном случае власти внимание обратят? К примеру, фотографии как-то будут связаны со скоростью движения?

И в связи со скоростью – сразу несколько дополнительных:

6. У водителя упал телефон при торможении. На следующем светофоре он дотянулся и переложил гаджет на его обычное место, под камерой… Штраф неизбежен?

7. Автомобиль сломался, водитель вызывает ремонтные службы, под камерой. А перед инспектором – фотография с однозначным нарушением, нулевую скорость автомобиля он может просто проигнорировать (или не знать о ней при определенной настройке камер). Штраф неизбежен?

8. Самая стандартная для Москвы ситуация – пробка, автомобили раз в несколько минут подкатываются на несколько метров… Под камерой позвонить и сообщить, что опаздываешь – запрещено? Штраф неизбежен?

9. Светофор, с включением раз в несколько минут – самое время сообщить собеседнику, что подъезжаешь, под камерой… Штраф неизбежен?

Безусловно, ремнем нужно пристегиваться, а телефон за рулем – зло, и штрафовать за его использование нужно. По исследованиям, проведенным в США еще в 2015 году – почти треть вылетов автомобиля за пределы дороги связана с использованием мобильника на скорости.

Именно поэтому в большинстве вопросов мы акцентируем внимание – «под камерой», ведь дорожные инспекторы на месте видят, была ли какая-то опасность. А «беспристрастность» камеры может, как это часто у нас бывает, превратиться в еще одну статью бюджета, а не в реальную безопасность на дорогах.

Редакция постарается получить ответы и в ГИБДД, и в правительстве Москвы, о чем непременно сообщит читателям (присылайте дополнительные вопросы – Ред.).

Без привязки к какой-либо скорости движения, данный мера наказания может превратиться в очередное «волевое» решение «исключительно для нашей безопасности» от людей, привыкших к мягкому кожаному креслу в задней части автомобиля.

Учитывая, насколько неохотно ГИБДД отменяет незаконные постановления, доказывать безопасность ситуации и свою невиновность – обычным водителям, скорее всего, придется в судах.

Штраф по ст. 12.36.1. КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства» составляет 1 500 руб., а по ст. 12.6. КоАП РФ «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов» - 1 000 руб.

Не исключено, что после удачного московского опыта, такие камеры внедрят по всей России. Тотальная поступь камер видеофиксации по стране продолжается.

Екатерина Карачева

«Время МСК» о камерах видеофиксации:

ГИБДД переходит к тотальному сбору штрафов за среднюю скорость