Закон и Справедливость - Совместимы

22 сентября 2020

В Большом Московском цирке на Вернадского братья Запашные дали старт «И100РИИ»

В Цирке на Вернадского начались премьерные показы фееричного шоу, посвященного 100-летию российского цирка


В Большом Московском цирке на проспекте Вернадского идут премьерные показы долгожданного представления «И100РИЯ» («История» – Ред.). Спектакль создан народными артистами России, дрессировщиками, братьями Запашными. Эдгард – генеральный директор цирка, а режиссер и художественный руководитель этого спектакля – Аскольд. Яркие костюмы разных цирковых эпох и трансформирующиеся декорации по задачам худрука воплотила Надежда Русс, а музыкальное сопровождение написал Дмитрий Мекеров.

Афиша «И100РИИ»

Афиша «И100РИИ»

Шоу «И100РИЯ» длится три часа с 20-минутным перерывом на антракт. При проходе в цирк строго соблюдались санитарно-эпидемиологические нормы, рекомендованные властями. Если вдруг у посетителей не оказывалось с собой защитной маски, ее тут же выдавали сотрудники цирка совершенно бесплатно. После использования маску можно было выбросить в специальный контейнер.

На такое торжественное открытие сезона были приглашены почетные гости: Евгений Майхровский (Евгений Бернардович Майхровский легендарный клоун Май – Ред.), Федор Емельяненко («Последний Император» – боец смешанных единоборств, экс-чемпион Pride FC в тяжелом весе – Ред.), Евгений Петросян (Евгений Ваганович Петросян юморист эстрады – Ред.).

Но самые главные гости, конечно, зрители – от мала до велика. До рассадки на свои места, родители с удовольствием покупали своим детишкам различные сладости, сувениры, фотографировали их на троне Снежной королевы или в карете Царевны-Несмеяны, и, конечно, у самого главного атрибута – афиши «И100РИЯ».

Революционные клоуны

Революционные клоуны

Прозвенел «третий звонок». Искусственный туман создает эффект волшебства, световое оформление завораживает. Зазвучали первые аккорды мелодии, и… начался рассказ о 100-летней истории цирка. Ее рассказывает мальчик – хранитель знаний, вместе двумя маленькими девочками, своими помощницами, в черной и белой пачках, символизирующими прошлое и будущее.

Перед глазами зрителей проносятся различные эпохи. Акробаты на батуте рассказывают о старом цирке, когда арлекины, гимнасты, силачи выступали на импровизированных площадках. Динамика – колоссальная, да еще и декорации постоянно трансформируются, а артисты «исчезают в шариках». Их сменяет балет – балерины крутятся в шкатулках, взмывают в кольце под купол цирка.

«Классический цирк» показывается номером с лошадьми. Некоторые лошади не захотели прощаться со зрителями, видимо, хотели еще раз услышать аплодисменты, поэтому неохотно покидали манеж.

«Перелистываем» очередную страницу книги – революционный цирк. Все, как и положено: горн, пионеры, собирающие металлолом и макулатуру – это был потрясающий перфоманс в исполнении клоунов.

«На передовой»

«На передовой»

«Индустриальный цирк», повсюду лозунги «Свобода. Равенство. Братство», «Вся власть трудящимся». Все строятся и делают коллективно зарядку под четкий счет «делай раз», а гимнасты на турниках показывают невероятные кульбиты, взмывая вверх с подкрутками. Повсюду развеваются красные флаги.

Смена декораций и снова со зрителями работают клоуны, «Фронтовой цирк». Бумажный самолетик, который в конце сжигает «враг», звучат выстрелы, клоуны изображают танк, слышится лязг гусениц и… На манеже цирковые артисты во время Великой Отечественной войны, они прощаются с родными, друзьями, ведь никто не мог предсказать, вернешься ли с передовой. Фронтовые артисты цирка выступали прямо на танках, которые заменяли им на передовой арену. На манеж во время «военного» этапа приезжает копия танка, изготовленного по образцу Т-34 1942 года, а в конце – залп, до мурашек пробирает.

Победа, и зритель окунается в «Послевоенный цирк». Его атмосферу передали джигиты-наездники, с выполнением сложнейших акробатических трюков без рук.

Далее переходный момент – «Советский цирк» и акробаты на встречных качелях, символизирующие космическую эпоху.

Братья Запашные

Братья Запашные

Цирк «Времени Перестройки» показали дрессировщики львов и тигров братья Эдгард и Аскольд Запашные. Они очень эффектно появляются, словно из-под земли. В манеж вальяжно и четко, в такт музыке, выходят животные. Кто не слушается – получает порцию воды. Прыжок хищников через горящее кольцо – вызвал шквал эмоций в зале.

Стрип-пластика на пилонах в воздухе – зрелищно. А появившийся «торт» с жонглерами – и очередной шквал аплодисментов.

«Цирк будущего» ознаменовал век машин, а на манеже появились невероятно пластичные и обаятельные морские львы под руководством Василия Тимченко-младшего. Как они замирают в струну в конце каждого эпизода… Дети после их выступления уже не смеялись, не кричали, они просто пищали…

Особо хочется отметить девять невероятных клоунов, которые очень четко дополняют каждый номер. Они умеют делать просто все – кувыркаться, жонглировать, дрессировать, в общем, выполнять любые трюки. Но самое главное, клоуны ведут зрителя от эпохи к эпохе, переворачивая «страницу за страницей» написанной «И100РИИ». Они работают со зрителем так, что ждешь следующей репризы, чтобы посмеяться или погрустить вместе с ними. Их пластика – отражение различных эпох, по замыслу режиссера Аскольда Запашного, заставляет задуматься, что-то переосмыслить, а главное – увидеть становление цирка с начала двадцатого века и пофантазировать над его будущим.

Ну что ж, «И100РИЯ» написана, но в книге остались еще чистые страницы…

После представления гендиректор цирка, народный артист России Эдгард Запашный сказал, что в этом году зрителей ждут еще две премьеры. Уже в декабре планируется запуск новых новогодних спектаклей.

Легенда - клоун Май

Легенда - клоун Май

Уже за кулисами 82-летний клоун МайЕвгений Майхровский сказал мне, что не мог пропустить такую премьеру. «Это, конечно, потрясающая постановка. Дело в том, что для меня все эти даты очень близки, я через все это прошел (становление советского и российского цирка – Ред.). Я до войны родился. В День Победы мне было 7 лет. Так что для меня в этом представлении жизнь пролетела, я ее заново пережил». Евгений Бернардович добавил, что из-за пандемии в Брянском цирке, где он служит, только сейчас начались репетиции программы. Он приглашает всех на представления, как только цирк вновь откроет свои двери.

Екатерина Карачева

«Время МСК» о премьере «И100РИИ»:

Аскольд Запашный: спектакль «И100РИЯ» – своеобразный этап суммирования 100-летней эпохи цирка (интервью)

Василий Тимченко: российская публика этот номер в таком амплуа увидела точно впервые (интервью)