Закон и Справедливость - Совместимы

22 сентября 2020

Аскольд Запашный

Аскольд Запашный

Аскольд Запашный: спектакль «И100РИЯ» – своеобразный этап суммирования 100-летней эпохи цирка

Интервью с художественным руководителем цирка на Вернадского, режиссером спектакля «И100РИЯ» Аскольдом Запашным


В Большом Московском цирке на проспекте Вернадского 19 сентября состоялся первый премьерный показ спектакля «И100РИЯ». О главной составляющей этого грандиозного представления и непростом этапе работы во время пандемии COVID-19 художественный руководитель цирка, режиссер спектакля «И100РИЯ» Аскольд Запашный рассказал главному редактору «Время МСК» Екатерине Карачевой (запись от 19.09.2020 г. – Ред.).


Аскольд, премьера «И100РИИ» должна была состояться в 2019-м. Почему сорвалась?

-- В прошлом году мы собирались праздновать 100-летие российского и советского цирка. В результате, когда мы придумали концепцию, начали разработку костюмов и реквизита, нам объявили, что будет реконструкция цирка. Мы обрадовались. Подумали, что это знак – 100-летие, мы сейчас полностью перестроим цирк, сделаем его ультрасовременным, ультраактуальным. Но вдруг нам объявляют, что в ближайшее время этого не произойдет, а потом еще и наступает пандемия. Из-за этих качелей нам было трудно сформировать свои планы. И мы решили – сначала запустим программу, которая у нас имеется, а дальше приступим уже к следующему этапу. По сути у нас было две подготовки. Одна общая затяжная, а конкретная подготовка началась сразу, как только мы вышли из пандемии. Сейчас у нас идет активный период.

Расскажите о своем видении сюжета. Черное-белое – это добро-зло или прошлое-будущее?

-- Да, это прошлое-будущее. В черное-белое я хотел заложить философию такую – каждый человек воспримет наше представление с точки зрения личного, что останется после спектакля. Когда человек смотрит на происходящее, он все равно делит: добро и зло, плохо или хорошо, черное и белое и так далее. Наверное – это суть всей нашей жизни.

Вообще для меня происходящее в цирке всегда было отражением происходящего в нашей стране, в мире… Политика – это всего лишь инструмент. Мы от этого стараемся абстрагироваться, уходя в более художественные вещи, показывая какие-то главные события.

Так вот спектакль «И100РИЯ» для меня – своеобразный этап суммирования. Мы взяли этап циркового искусства, который не является конечным. Ведь цирк, безусловно, начался не 100 лет назад, а гораздо раньше, он существовал много веков назад. Мы взяли этот 100-летний этап, и постарались показать, как цирк совершенствовался, изменялся, продолжает меняться.

«На передовой»

«На передовой»

Он проходил через веселую разнузданность базарного цирка; через этапы, когда становился чуть более аристократичным; через появление конных жанров, которые объединяли вместе с балетом; потом проходил через революционное время, когда появлялись политические влияния. Кроме этого, случилась большая драма для всего человечества – Великая Отечественная война. Когда артисты приезжали на фронт и выступали на танках, они этим показывали, что мирная жизнь существует, и ради нее стоит бороться, а иногда и умирать. И номер, который у нас называется «На передовой» – особенно важен.

Наш спектакль – это даже не маленькая жизнь. В искусстве есть душа. Ко мне подошел г-н Майхровский (Евгений Бернардович Майхровский легендарный клоун Май – Ред.), он сказал: «Аскольд, спасибо за то, что я снова пережил основные этапы своей жизни».

Я понимаю, что история, какая бы она не была – очень важна. И важно об этом напоминать. Именно в этом и состоит цель искусства – напомнить.

Я всегда был прогрессивным человеком. Я за то, чтобы все развивалось, нужно идти в унисон со временем. Кто формировал цирк в те времена, через что проходили артисты – это безумно важно. Это важно понять, увидеть и почувствовать. И на мой взгляд, особенно это нужно молодым людям нынешней эпохи. Именно поэтому мы позволили себе сделать костюмы из разных эпох.

Братья Запашные

Братья Запашные

Почему ваш номер с тиграми и львами проходит в «постсоветскую эпоху» представления?

-- На самом деле это реверанс в сторону нашего папы (Вальтер Михайлович Запашный ушел из жизни в августе 2007 года – Ред.). Мы его безумно любим. Это даже его костюм (улыбается). То есть не в смысле его материал, но это копия его костюма. И в том числе финальные слова перед самим эпилогом, когда мы все поднимаем руки и говорим: «Риск, борьба, любовь» (автобиографичная книга вышла в 2002-м – Ред.) – так называлась книга нашего отца.

Аскольд, вы поразили, когда взяли булавы и шикарнейше жонглировали. Давно вы жонглируете?

-- На самом деле я всю свою жизнь жонглирую. Просто очень часто бывает, когда я сокрыт, и делаю это в массовках.

Насчет безумно ярких костюмов и декораций. Кто все это воплотил?

-- У нас есть такая потрясающая девушка Надежда Русс. Она на протяжении 13 лет является нашим неизменным художником, которая занимается всеми костюмами, декорациями. Мы с ней работаем в очень тесной связке – я ставлю задачи, а она все реализует.

Какой бюджет был потрачен на это представление?

-- Ух... Я не готов сейчас сказать, это надо все подсчитывать. Бюджет большой. И это тоже один из вопросов, потому что мы все время стоим перед сложным выбором из-за того, что на пандемии мы очень активно тратили наши запасы, которые мы в том числе закладывали на развитие. Хотя, конечно, в период пандемии жаловаться некрасиво, я и не буду этого делать, потому что понимаю – сложности у всех.

Но если мы говорим не об этом периоде, а вообще, то мы не можем себе позволить сделать плохо. Мы продолжаем держать планку для того, чтобы, в первую очередь, не обидеть нашего зрителя, который в нас верит. Зритель, который сюда придет, он хочет отдохнуть от пандемии, от всех проблем, в том числе экономических. Именно поэтому мы не думали о бюджете, потому что представление нужно было сделать ультракачественно.

Эдгард и Аскольд Запашные

Эдгард и Аскольд Запашные

Все ли получилось у артистов в первый день премьеры?

-- Естественно, премьера, всегда с помарками, ошибками, с проблемами. Может быть кто-то это заметил, может и нет. Мы будем это все вычищать обязательно. Это такой рутинный, естественный процесс. Это называется – программа притирается. Мы должны почувствовать нашего зрителя, понять, что нравится, потому что от маленьких изменений идет изменение общего темпа ритма. Его можно потерять или нагнать. Много нюансов. Предстоит еще большая работа.

Слышала, что в «И100РИИ» задействованы несколько артистов канадского цирка «Дю Солей»? («Cirque du Soleil» – Ред.)

-- Да, это так. Они к нам обратились, и мы с удовольствием их пригласили. Я бы не хотел это политизировать, чтобы кто-то говорил, что вот у Запашных все хорошо, и они глумятся над канадским цирком, приютили у себя артистов. Я искренне сочувствую тем артистам, которые пострадали в «Дю Солей» из-за пандемии. Я уверен, что у большинства будет все нормально. Это слишком большой бренд для того, чтобы его так легко закопали и похоронили.

С цирком «Дю Солей» у нас крепкая хорошая конкуренция, что абсолютно нормально. Я не согласен с некоторыми вещами, что делает руководство канадского цирка, но артисты, безусловно, все наши коллеги.

Цирк – это большой и одновременно тесный мир. Ведь манеж не просто круглый с точки зрения буквально физической, а и с философской. Это структура, которая держит близко и объединяет всех артистов цирка. Если вдруг у нас будет тяжело, я надеюсь, нашим артистам там тоже помогут.

Екатерина Карачева

«Время МСК» о премьере «И100РИИ»:

В Большом Московском цирке на Вернадского братья Запашные дали старт «И100РИИ»

Василий Тимченко: российская публика этот номер в таком амплуа увидела точно впервые (интервью)