Закон и Справедливость - Совместимы

30 апреля 2020

Александр Бирюков

Александр Бирюков

Бирюков: «…в материалах дела нет ни единого хотя бы косвенного доказательства совершения мной преступления»

Продолжение интервью из СИЗО генерал-майора Александра Бирюкова – по сути предъявленных обвинений


Каждый, кого обвиняют в совершении какого-либо преступления, считается невиновным, пока его вина не доказана, а приговор суда не вступил в законную силу. Все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Так гласит статья 49 Конституции РФ.

В начале апреля Следственный комитет России арестовал двух заместителей начальника Следственного департамента (СД) МВД России генерал-майоров Александра Бирюкова и Александра Краковского, а также старшего следователя по особо важным делам Александра Брянцева. Всем троим были предъявлены обвинения по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» (ч. 3 ст. 285 УК РФ). И все трое сразу заявили о своей невиновности.

Продолжение интервью генерал-майора Александра Александровича Бирюкова главному редактору федерального сетевого издания «Время МСК» Екатерине Карачевой. О том, какие нарушения, по его мнению, допустило следствие Следственного Комитета России по так называемому «делу генералов» (в связи со сложившейся ситуацией ответы предоставлены письменно).

Ссылка на начало интервью: Интервью арестованного Александра Бирюкова (часть 1 - арест)

-- Александр Александрович, расскажите, в чем Вас обвиняет СК России, и что именно Вы якобы «превысили»?

Скан ответов

Скан ответов

Уважаемая Екатерина Анатольевна! Благодарю Вас за неравнодушное отношение к неоднозначным процессам, происходящим в нашей стране.

Дальнейшее развитие экономики страны и становление гражданского общества невозможно без либерализации законодательства, регулирующего правоотношения бизнеса и различных государственных структур. Повышение деловой активности требует снижения давления на бизнес со стороны правоохранительной системы, создания независимых судов.

Руководством Следственного департамента МВД России на протяжении длительного времени принимаются активные меры по недопущению вмешательства следователей органов внутренних дел в деятельность хозяйствующих субъектов. Еще в 2011 году был издан один из первых приказов Следственного департамента, призванных сократить количество так называемых «заказных дел». Его разработчиками были, в том числе Романов Александр Владимирович (бывший начальник СД МВД России генерал-полковник юстиции, отстранен от должности указом президента 10 апреля – Ред.) и я.

У нас зачастую разные взгляды с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титовым Борисом Юрьевичем на то, как это реализовать. Но цель одна – освободить бизнес от излишней опеки правоохранительных органов, перевести корпоративные споры в арбитражные суды.

Фактически один орган предварительного следствия – Следственный комитет России – необъективно осуществляет «ревизию» процессуальной деятельности руководителей и следователей другого органа предварительного следствия – Следственного департамента МВД России. При этом оценка решений должностных лиц СД МВД России уже была дана в ноябре-декабре 2019 года, в ходе проверки заявления Говядина С. В. и Генеральной прокуратурой, и ГУСБ МВД России, и Тверским райсудом Москвы.

По неизвестной мне причине Следственный комитет РФ проигнорировал требования УПК РФ и Постановления Пленумов Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 («О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» ¬– Ред.) и № 48 от 30.11.2017 г. («О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» – Ред.).

Фактически на наших глазах уничтожается один из основных признаков уголовного судопроизводства – независимость следователя.

Вы не поверите, но в материалах уголовного дела нет ни единого хотя бы косвенного доказательства совершения мной преступления. При этом при избрании меры пресечения СК РФ в суд представлены материалы, которые, напротив, свидетельствуют о том, что все решения следователя СД МВД России Брянцева Александра (изменение меры пресечения Худояну Альберту) были приняты с согласия и при поддержке Генеральной прокуратуры и Тверского райсуда Москвы.

2 апреля 2020 года, то есть спустя одни сутки с момента возбуждения уголовного дела, мне и моим коллегам необоснованно предъявили обвинение по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями» – Ред.). Тексты обоих постановлений (о возбуждении уголовного дела и о привлечении в качестве обвиняемого) содержат одинаковую, не подтвержденную материалами уголовного дела, информацию о том, что я и мои коллеги «...из корыстной заинтересованности, намереваясь получить денежное вознаграждение от Худояна А.А., вступили в преступный сговор и злоупотребили должностными полномочиями» «...невозможность возвращения данного права (права аренды земельных участков) его законному владельцу – иностранной компании «Мэнзфилд Игзэкъютив Лимитед» (Mansfield Executive Ltd (Великобритания) – Ред.)».

-- Что вообще знаете о деле Худояна?

В это сложно поверить, но вышеназванная британская компания никогда не заключала договоры аренды земельных участков с правительством Москвы. Эти договоры были заключены российским ООО «Авиасити», а указанная иностранная компания даже не является его учредителем, не входит ни в какие органы управления и не вправе влиять на совершаемые российской компанией сделки.

Следователи Следственного комитета РФ продемонстрировали элементарное незнание Гражданского кодекса РФ, законодательства РФ, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов и даже Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 («О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» – Ред.), в котором подробно изложены как порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения, так и кто является органом управления Обществ с ограниченной ответственности.

Фактически я обвиняюсь в том, что в августе 2019 года подписал докладную записку на имя заместителя Министра внутренних дел РФ – начальника СД МВД России Романова А.В. о том, что следователем по особо важным делам Волковым Е.А. (проходит свидетелем по делу – Ред.) при изучении материалов уголовного дела по обвинению Худояна А.А. выявлены многочисленные нарушения требований УПК РФ. Дело в то время находилось в производстве ГСУ ГУ МВД России по Москве, а нарушения были и в части возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения, и в предъявленном обвинении Худояну.

Более того, уголовное дело в отношении Худояна, как потом выяснилось, возбуждено по заявлению лица, находившегося в розыске за мошенничествоГоворухина С. Н.. При подаче заявления он предоставил просроченную доверенность от компании «Mansfield Executive Ltd» без апостиля (международный юридический штамп, ставится на оригиналы и копии документов для подтверждения и закрепления полномочий представителя в другой стране – Ред.).

Также Романов был проинформирован о нежелании ГСУ ГУ МВД России по Москве устранять выявленные нарушения, а также о многочисленных неоднозначных публикациях в СМИ о ходе и результатах расследования уголовного дела.

Больше я не имел какого-либо отношения к этому делу и узнал о принятых по нему решениях спустя несколько месяцев в ходе проверок ГУСБ МВД России и СК РФ.

Дальнейшее расследование уголовного дела Романов поручил подразделению Александра Краковского (заместитель начальника СД МВД, генерал-майор – обвиняемый – Ред.), где оно было принято к производству следователем Брянцевым. Последние обвиняются в том, что совместно со мной организовали изменение Худояну меры пресечения на домашний арест и отменили арест на земельные участки, что, по мнению Следственного комитета РФ, повлекло тяжкие последствия.

Во всей этой истории, которую кроме как абсурдом не назовешь, поражает тот факт, что в материалах уголовного дела находятся сведения, свидетельствующие о том, что решение следователя Брянцева об изменении Худояну меры пресечения принято Тверским районным судом Москвы при поддержке Генеральной прокуратуры. А отмена незаконного ареста земельных участков, принадлежащих Москве и не являвшихся предметом преступления, тоже поддержана высшим надзорным органом.

Более того, незаконный арест земельных участков, на право собственности на которые никто не покушался, нарушал права дольщиков, претендовавших в то время на приобретение недвижимости в строящемся жилом комплексе.

Но самое поразительное, что Следственный комитет РФ, обвиняя меня и моих коллег, не изменил Худояну меру пресечения, вынесенную Тверским райсудом Москвы по ходатайству следователя Брянцева и при поддержке Генеральной прокуратуры.

-- На какой стадии расследования Вы подключились к делу Худояна, знакомы ли Вы с ним лично?

Я лично принимал участие лишь в первоначальном изучении уголовного дела, после чего оно было изъято и передано в Управление по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента. Дальнейшие решения принимались следователем по согласованию со своими руководителями и Генеральной прокуратурой.

Согласно должностным регламентам, ни Брянцев, ни Краковский не являются моими подчиненными, я не имею полномочий давать им какие-либо указания и поручения. Мы выполняем разные задачи и не имеем по службе точек соприкосновения.

Об изменении меры пресечения Худояну и снятии ареста с земельных участков я узнал лишь в декабре 2019 года, когда по жалобе Говядина С. В. началась проверка в ГУСБ МВД России.

Я лично не знаком с Худояном и его защитниками. Вообще о многих хитросплетениях дела Худояна, касающихся его конфликта с бывшими партнерами, а также Говядиным, я узнал из СМИ.

-- В некоторых СМИ упоминались более жесткие высказывания, к примеру, что якобы от Худояна должны были быть переданы 10 млн. долларов…

Я фактически не имею возможности ознакомиться с содержанием публикаций СМИ (в ИВС нет никаких источников информации), но некоторые статьи мне удалось прочитать. К моему большому сожалению, СМИ не проводят анализ произошедшего.

Информация ряда СМИ о якобы получении мной взятки в размере 10 миллионов долларов США является клеветой, направленной на формирование негативного мнения с целью сокрытия многочисленных нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных Следственным комитетом РФ при возбуждении уголовного дела в отношении меня и моих коллег, предъявлении мне обвинения и незаконного ареста.

-- Появилась информация о том, что следствие якобы планирует проверять Вас и других фигурантов дела на предмет причастности к другим возможным преступлениям…

Задержание меня и моих коллег дает шанс нечистоплотным гражданам, что называется «под шумок», попробовать свести счеты со своими врагами, попытаться получить немного преференций. К сожалению, такие попытки регулярно предпринимаются после задержания различных должностных лиц.

Так называемая проверка на предмет «участия» к другим преступлениям, еще раз доказывает, что уголовное дело в отношении меня и моих коллег возбуждено незаконно, при отсутствии доказательств нашей вины.

-- Как пишут некоторые СМИ, некий предприниматель из Перми Александр Пермяков якобы уже несколько лет строчит на Вас жалобы и «добивается проверки». Слышали об этом бизнесмене?

Я не знаком с А. Пермяковым. Не помню, чтобы занимался его уголовным делом. В отношении меня никогда не проводилась проверка по жалобам А. Пермякова.

Более того, при зачислении меня в федеральный кадровый резерв и последующем назначении на должность в Следственный департамент МВД меня детально проверяли как сотрудники ГУСБ МВД России, так и сотрудники других служб. Фактически, в 2017-2018 гг. была тщательно проверена моя деятельность за многие годы, имущественное состояние моей семьи, мои доходы и расходы. В первом полугодии 2019 года проверка проводилась еще раз.

Я всегда предельно точно исполняю требования УПК РФ и требую этого же от своих подчиненных. Они знают мое крайне жесткое отношение к попыткам следователей или их руководителей вмешаться в корпоративные споры.

-- Александр Александрович, как думаете, откуда ветер дует? Возможно, это «заказ», чтобы убрать неугодных людей – я про Вас и других задержанных? Возможно, есть еще какие-то дела, по которым есть недоброжелатели? Ведь СД расследует неординарные и самые сложные дела...

Сотрудники Следственного департамента МВД России являются высококлассными специалистами, профессионалами. Они способны дать объективную оценку тому, что произошло, и последствиям откровенно незаконных действий Следственного комитета РФ, а также уклонения суда от дачи отрицательной оценки возбуждению уголовного дела и моего ареста.

Ежегодно ко мне поступала информация о ходе и результатах расследования десятков тысяч уголовных дел. Я принимал участие в организации расследования либо контролировал предварительное следствие практически всех уголовных дел банковского сектора, связанных с хищением при строительстве космодрома «Восточный», объектов Олимпиады, в том числе в г. Сочи, гособоронзаказа и многих других. Поэтому врагов у меня больше, чем достаточно.

Я принципиально не беру взяток. Моя работа находится под постоянным контролем различных силовых структур. Может быть, поэтому я, с одной стороны, не нажил дворцов, больших и дорогих квартир, машин, часов или еще чего-то из столь привычных современному обществу атрибутов успешного человека. Но, с другой стороны, я 30 лет служил в органах внутренних дел, пройдя путь от патрульно-постовой службы, обычного следователя в Липецкой области, до заместителя начальника СД МВД России

Я и моя семья, наоборот, всегда гордились тем, что только благодаря своему старанию, высокому профессиональному долгу, я не только не имел и не имею взысканий, но и многократно отмечен ведомственными наградами. Президентом России я награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, имею наградное оружие.

Но тем не менее, я уверен, что никаких «дополнительных эпизодов» в моей деятельности найти не удастся. Я невиновен и не совершал никаких преступлений. И еще раз подчеркну, что буду отстаивать свое честное имя.

Екатерина Карачева

«Время МСК» на данную тему:

Интервью арестованного Александра Бирюкова (часть 1 - арест)

Коррупционный «урожай» недели

Путин снял с должности главу следствия МВД Романова