Закон и Справедливость - Совместимы

25 апреля 2020

Государство должно бизнесу десятки миллиардов по выполненным госконтрактам

Такие цифры были озвучены в ходе видеоконференции омбудсмена по защите прав предпринимателей Бориса Титова


С начала 2020 года уполномоченному при президенте России по защите прав предпринимателей Борису Титову поступило уже более 200 обращений от бизнесменов о задолженности различных государственных органов на сумму порядка 485 млн. руб.

Госконтракт

Госконтракт

Например, только в Дагестане в ходе совместных проверок омбудсмена и республиканской прокуратуры были выявлены задолженности этого года на 30 млн. руб., а «многолетние» задолженности различных муниципалитетов уже превысили сумму 500 млн. руб. Также, к примеру, в Забайкальском крае муниципалитеты должны бизнесу 218 млн. руб. Такие же огромные цифры и по другим регионам России.

По многолетней задолженности различных ведомств, например, только Министерство обороны должно около 30 млрд. руб. бизнесу, выполнившему и продолжающему выполнять для них контракты.

По словам Титова, честные предприниматели выполняют работу и платят налоги, выполняя таким образом перед государством все свои обязательства: «А вот государство не всегда выполняет свои обязательства перед бизнесом».

Как рассказал омбудсмен Дагестана Мурад Далгатов, задолженности по госконтрактам порядка 500 млн. руб. копились со стороны чиновников аж с 2013 года.

Далгатов пояснил: «Эта проблема не одного года. Она существует, сколько существует муниципальный заказ. В прошлом году к нам было 7 обращений, мы взыскали с государства порядка 10 млн. руб. Сейчас общая задолженность перед бизнесом по госконтрактам более полумиллиарда рублей. Эту информацию мы смогли получить у прокуратуры Республики. В 2020 году уже есть новые задолженности на 30 млн. руб., в 2019-м порядка 127 млн. руб., в 2018-м порядка 70 млн. руб. Остальная задолженность – многолетняя. По многим есть решения судов, но тем не менее суммы не взысканы».

В свою очередь уполномоченный при президенте России Борис Титов к не радужной статистике за начало 2020-го года добавил, что в условиях кризиса из-за пандемии, бизнесу была бы большая поддержка уже в том, если бы государство исполнило свои предыдущие обязательства и перевело предпринимателям все деньги по выполненным ранее работам.

Титов отметил, что каждый предприниматель должен получить оплату по выполненным договорам. Уже в ближайшее время он направит президенту страны Владимиру Путину обращение с просьбой поручить Генпрокуратуре проведение комплексной проверки оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. И что совместная работа бизнес-омбудсменов и надзорных ведомств будет продолжена по всем регионам.

Ранее Генеральная прокуратура России сообщала, что за 2019 год после проверок в ряде регионов бизнесменам было выплачено 3 млрд. рублей по выполненным госконтрактам. Основные цифры были по нарушениям из Татарстана, Пермского края, Брянской, Калининградской, Оренбургской, Орловской, Самарской и Тюменской областей. Более того, в отношении должностных лиц, отвечающих за выплату по госзаказам, были направлены материалы в Следственный комитет России для возбуждения уголовных дел. Некоторые должностные лица были привлечены к административной ответственности.

А ведь предприятия выполнили работы. Есть вступившие в законную силу решения судов и исполнительные производства, направленные судебным приставам, однако они до сих пор не исполнены. Или чиновники игнорируют решения судебного органа, или приставы особо не прилагают усилий для выполнения судебного решения.

Так почему чиновники не спешат расставаться с бюджетными деньгами в пользу исполнителя? Почему чиновники, не выполняющие свои прямые обязательства, спокойно продолжают занимать свои места даже после судебных решений? Почему вообще выбивать деньги по госконтрактам приходится через суд, омбудсмена, прокуратуру? Почему не предусмотрена ответственность, которая включается с момента подписания договора?

А может быть дело в том, что государство не может или не хочет разобраться с пережитком 90-х – системой откатов? В итоге получаем и картельные сговоры с компаниями, регулярно выигрывающими госзакупки. И не выплаты другим предприятиям до полного их разорения, «случайно» выигравшим тендер. Отсюда и появляющиеся списки «с кем работаем, с кем – не работаем» перед некоторыми чиновниками. Ведь не на ровном же месте в бизнес-среде за некоторыми из чиновников закрепляются звучные и характеризующие прозвища, одно из таких, например – «пятнадцать процентов»

Екатерина Карачева