Закон и Справедливость - Совместимы

13 апреля 2020

В Новосибирске прошла видеоконференция местных рестораторов

Убытки сейчас никто не подсчитывает, рестораторы не надеются на помощь государства, а пытаются выжить и сберечь свой коллектив


Бизнесмены понимают, что кризис уже случился, но находятся в неведении, как долго он продлится, чтобы выйти из него с наименьшими потерями. Для них ясно, что «наступит некая санация» во всех сферах бизнеса. Сильные компании смогут ужаться, «слабых просто выдавят», но на пустые площадки, возможно, придут новые, выкупив по дисконту оборудование.

Видеоконференция

Видеоконференция

«Надо называть вещи своими именами. Карантин – он и есть карантин», – именно так считает совладелица винного ресторана «Библиотека» и хинкальной «Рэсторани» Наталья Ильина. Она уверена, что, когда людям говорят правду, им легче строить планы на будущее: «Я так поняла, жизни нам никто не упростит».

Представители ресторанного бизнеса считают, что от государства было бы серьезной помощью не отсрочка налоговых платежей, а каникулы. «Самые затратные – это зарплата, налоги и аренда. Если бы официально объявили о форс-мажоре, это позволило бы приостановить арендные платежи, в данной ситуации для большинства бизнеса это была бы самая серьезная поддержка государства», – считает совладелец ресторанов «New Mexico» и «Гриль и бутыль» Даниил Прицкау. Его рестораны вначале карантина пытались переключиться на доставку, но очень быстро поняли, что эта услуга совершенно не окупает себя, на зарплату персоналу не набирается. Поэтому заведения просто закрыли.

Совладелец ресторана «Аджикинежаль» и бургерной «Мясоруб» Олег Ионко рассказал, что заведения работают исключительно на доставке, «даже самовывоз отменили». Есть некая выручка, чтобы людям платить хоть какие-то деньги. «Мы живем в сценарии «Карантин». Поэтому изначально было два приоритета: платить зарплату сотрудникам и не снижать качество и стандарты по работе с гостями. Если не платить кроме зарплаты и сырья больше ничего, то апрель мы проедем. Если карантин продлится дольше, это уже вопрос», – говорит Ионко. По его прикидкам, рынок может «упасть на 30-35%»: «Отрасль переобуется и в каком-то другом формате поедет дальше».

На доставке живут сейчас и заведения Натальи Ильиной. «Мы никого не сократили. Еще 18 марта я четко нарисовала персоналу всю пессимистичную картину. Сказала про ситуацию с деньгами, потому что чудес не бывает. Попросила всех беречь деньги, подтариться продуктами и лекарствами. Мы даже с кем-то всплакнули. Но вместе плакать – это не страшно, когда есть вера в будущее», – поделилась Наталья. И добавила, что первые дни «было отчаяние», а потом подключили доставку и немного жизнь наладилась.

«Вообще, этот кризис – это такая лакмусовая бумажка на проверку всех партнеров, друзей, знакомых – настоящие они или нет. Мне в этом плане повезло», – сказала она. Повезло Наталье и с арендодателем, который не ждал, когда объявят самоизоляцию и все закроют, а сам пришел и сделал «адекватное предложение». «Я благодарна арендодателю до глубины души. Мы договорились не о каникулах, потому что ведем деятельность, платим с доставки адекватную сумму», – отметила она.

Олегу также удалось уладить ситуацию с арендодателем. Он платит 50% от прежней суммы, поскольку тоже ведет деятельность, а вот за площадь в закрытом торговом центре оплачивает только коммунальные расходы.

Меньше всех в этой ситуации пока повезло Даниилу, он по-прежнему находится «в стадии переговоров» с арендодателем: «Чем дольше эта ситуация будет длиться, тем больше бизнеса уйдет в страну вечного карантина и будет ряд банкротств».

Рестораторы ответили и на вопросы «Времени МСК»:

-- Как инструктируете сотрудников, которые осуществляют доставку клиентам?

Олег: «У нас стандарты гигиены всегда были высокие. Все перешли на бесконтактную доставку, продукция в коробе выкладывается курьером, гость сам забирает, то есть из рук в руки ничего не передается».

Наталья: «У нас давно есть дезинфекторы – у всех. Каждые полчаса везде протираем, если надо, то и чаще. Ребята работают все в перчатках и масках, на производство не допускается никаких посторонних, так что все держим под контролем. У нас все здоровы, никто не болеет, к счастью».

-- Есть антикризисный план, если ситуация затянется?

Олег: «У нас китайская стратегия на три месяца – до июня пережить, а дальше посмотрим. Очень хорошо, что мы перед летом оказались в этой ситуации, а не в унылом ноябре. Даем прямо практичные советы сотрудникам: зарплату растягивайте аккуратно, закрывайте кредит, кому-то возможно придется съехать со съемных квартир и вернуться к маме с папой, потому что в апреле, возможно выручки не будет и зарплату платить нечем. С большинством мы договорились, никаких бунтов не было».

Наталья: «Жить надо одним днем и немножечко думать, что будет завтра. Поэтому убытки мы посчитаем потом, сейчас главное – выжить. Потом посчитаем, кому должны, опять же спасибо поставщикам, что все еще терпят».

Даниил: «Потом еще не наступило».

Больше всего рестораторы переживают, что привычки, полученные на самоизоляции, и после открытия заведений у людей останутся. Они будут меньше куда-то ходить, а пользоваться доставкой или готовить дома. Хотя и не теряют надежду, что после таких ограничительных мер, люди соскучатся по общению, веселью и все-таки будут приходить в некогда любимые заведения.

Екатерина Цыганкова