Закон и Справедливость - Совместимы

18 июня 2021

Встреча Владимира Путина и Джо Байдена в Швейцарии прошла «весьма конструктивно»

В Швейцарии в конструктивном ключе прошел саммит лидеров двух крупнейших ядерных держав – России и США


В минувшую среду, 16 июня, в Женеве (Швейцария) состоялась встреча лидеров двух держав России и СШАВладимира Путина и Джо Байдена. Обсуждались двухсторонние взаимоотношения, которые портятся уже почти десятилетие, в основном силами Соединенных Штатов. Кульминационным моментом стала высылка послов, произошедшая в середине апреля. А через месяц, в середине мая, появился список недружественных России государств, в который пока вошли США и Чехия. Путин оценил российско-американские переговоры, как «весьма конструктивный разговор».

Саммит Байден-Путин

Саммит Байден-Путин

В преддверии встречи ожидалось, что обсуждаться будет климат, Украина, Северный поток 2, Навальный… Но основной темой было именно налаживание российско-американских отношений, приведение их в какую-то вменяемую плоскость. Ведь последнее время все общение сводилось к обвинениям России со стороны США во всех смертных грехах, начиная от вмешательства в президентские выборы и заканчивая кибератаками, и заявлений нашей страны в безосновательности этих обвинений. Стремительному ухудшению отношений двух ядерных держав, способных за часы уничтожить всю планету, несомненно нужно было положить конец. И, возможно, первый шаг к нормализации отношений был сделан.

Инициатором переговоров была американская сторона. Встреча Путина и Байдена длилась в общем четыре с половиной часа, сначала президенты общались с глазу на глаз (около двух часов), а затем к ним присоеднились министры иностранных дел России и США – Сергей Лавров и Энтони Блинкен. По окончании встречи совместную пресс-конференции двух президентов не проводили, опять же по инициативе американской стороны. Сначала прошла пресс-конференция Путина, а затем – Байдена. При чем на пресс-конференцию американского президента не допустили российских журналистов.

На пресс-конференции по итогам переговоров Путин сказал, что встреча двух лидеров прошла «конструктивно», никаких «иллюзий или лишних надежд нет», но начало восстановления отношений, как минимум – возможно. «Я считаю, что не было никакой враждебности. Наоборот, наша встреча проходила в принципиальном ключе. По многим позициям наши оценки расходятся, но, на мой взгляд, все-таки с обеих сторон было продемонстрировано желание понять друг друга, и искать пути к сближению позиций. Разговор был весьма конструктивен», – сказал Путин.

По крайней мере была достигнута договоренность о возвращении послов на свои рабочие места. И уже на следующей неделе, как ожидается, посол нашей страны Анатолий Антонов приступит к выполнению обязанностей в Вашингтоне.

Кроме этого, были затронуты и многие другие темы. Так, президенты сумели прийти к некоему соглашению по борьбе с киберпреступностью. «Нужно просто отбросить всякие инсинуации, на экспертном уровне сесть и начать работать в интересах Соединенных Штатов и Российской Федерации. Мы в принципе об этом договорились, и Россия к этому готова», – сказал Путин. В данный момент большинство кибератак в мире происходит с территории США, на втором месте – Канада, Россия вообще отсутствует в этом списке.

При этом Соединенные Штаты в любой кибератаке продолжают усиленно разыскивать российский след. К примеру, в начале мая из-за хакерской атаки был остановлен один из американских нефтепроводов, что привело к перебоям с топливом и введению чрезвычайного положения в нескольких штатах. Виноватой тут же была назначена Россия, потом обвинения немного переиграли – некие хакеры с территории России, за которых руководство страны в любом случае должно ответить. Получится ли сейчас сделать реальный заслон киберпреступности после новых договоренностей двух президентов – покажет время. Подобные договоренности уже были обозначены в ходе встречи Путина с прежним президентом США Дональдом Трампом, но с мертвой точки ничего так и не сдвинулось.

Также президенты обсуждали вопрос возвращения некоторых россиян, отбывающих наказание в тюрьмах США, в обмен на американцев, находящихся в местах лишения свободы в России. Причем, как отметил Путин, именно Байден поднял этот вопрос. И добавил: «Там могут быть найдены определенные компромиссы. Министерство иностранных дел России и Госдеп США поработают в этом направлении».

Затрагивалась, разумеется, и любимая американская тема – права человека. Ее привязывали, разумеется, к великому российскому оппозиционеру, ныне заключенному блогеру Алексею Навальному, пользующемуся сумасшедшей поддержкой одного процента населения. На своей пресс-конференции Джо Байден сказал: «Я сказал Путину, что не могу сохранить доверие своего народа, если не буду отстаивать права человека. Ни один президент США не сможет удержать доверие своего народа, если не будет громко говорить о нарушениях прав человека». И добавил, что «последствия возможной смерти Навального в колонии будут разрушительными для России». В чем заключается «разрушительность» и реакция президента России на данные заявления озвучено не было.

Тему Навального несколькими заходами поднимали иностранные журналисты и на пресс-конференции Путина. Показательна формулировка одного из вопросов: «Вы обязались прекратить нападки на оппозицию в России, в отношении Алексея Навального?». Было видно, что некорректный вопрос с изначальным обвинением России, раздражает нашего президента, но тем не менее он дал исчерпывающий ответ: «…этот человек знал, что нарушает действующий в России закон. Он обязан был отмечаться как лицо, дважды осужденное к условной мере наказания. Сознательно, хочу это подчеркнуть, игнорируя это требование закона, этот господин выехал за границу на лечение, его не требовали органы власти на регистрацию. Как только он вышел из больницы и разместил свои видеосюжеты в интернете, такое требование возникло. Он не явился, проигнорировал требование закона – его объявили в розыск. Зная об этом, он приехал. Я исхожу из того, что он сознательно шел на то, чтобы быть задержанным. Он сделал то, чего он хотел».

Что касается несистемной оппозиции тех самых «однопроцентщиков», то Путин сообщил: «…Итак, Соединенные Штаты объявили Россию своим врагом и противником. …если Россия – враг, то какие организации будет поддерживать Америка в России? Я думаю, что не те, которые укрепляют Российскую Федерацию, а те, которые ее сдерживают, а это цель Соединенных Штатов, заявленная публично. Итак, это организации и люди, которые способствуют реализации политики Соединенных Штатов на российском направлении. Как мы должны к этому относиться? Я думаю, что понятно: мы должны относиться к этому с настороженностью. Но действовать будем исключительно в рамках российского закона».

При этом на пресс-конференции президенту России пришлось напомнить: «Посмотрите, ведь на улицах американских городов каждый день кого-то убивают, в том числе и лидеров различных организаций. Там слова не успеешь сказать ‒ уже стреляют либо в грудь, либо в спину. …Или по правам человека. Послушайте меня, Гуантанамо до сих пор работает. Вообще не соответствует ничему: ни международному праву, ни американским законам ‒ ничему, а до сих пор существует. Тюрьмы ЦРУ, которые были открыты в разных странах, в том числе и в европейских государствах, где пытки применялись, – это что такое? Это права человека? Думаю, что нет, правда?». Насколько подробно вопрос о нарушениях «прав человека» в США или самими американцами обсуждался непосредственно на встрече в ответе Путина не прозвучало. Но аргументы у российской стороны вполне серьезные.

С таким же пафосом, включающем в себя обвинения нашей страны, был задан и вопрос об Украине: «Вы приняли на себя обязательства остановить угрозы по отношению к Украине?». Путин сообщил, что тема Украины в переговорах с Байденом затрагивались лишь вскользь. И оба президента сошлись во мнении, что урегулирование ситуации на Украине возможна только на основе уже заключенных Минских соглашений. «У нас обязательство только одно – способствовать реализации Минских соглашений. Если украинская сторона готова к этому, мы пойдем по этому пути, без всякого сомнения», – подчеркнул Путин. Какой будет реакция России на выход Киева из Минских соглашений президент не озвучил. Но вопросы невыполнения Украиной взятых на себя обязательств давно волнуют российское общество. Постоянные обстрелы Донбасса продолжаются, и реального решения вопроса в ближайшей перспективе пока не видно.

Главный итог саммита – диалог состоялся. И прошел он не в стиле претензий со стороны США и оправданий со стороны России, а как беседа равных партнеров. Ясно одно, две ядерных державы вступили в разговор, прерванный на довольно продолжительное время. Насколько он будет продуктивным, скоро узнаем. Байден уже пообещал результаты через полгода. Связан ли этот срок непосредственно с Россией или какими-либо политическими играми в Штатах – точного понимания пока нет.

Екатерина Карачева