Закон и Справедливость - Совместимы

14 июня 2021

Премьера в театре МХАТ имени Горького – спектакль «Чудесный грузин»

МХАТ им. Горького представил политический трагифарс о молодом Сталине и становлении будущего вождя народов


В Московском художественном академическом театре имени Максима Горького (МХАТ) состоялась премьера спектакля «Чудесный грузин» по пьесе Андрея Назарова. Режиссером этого политического трагифарса, основанного на реальной поездке молодого подпольщика Сталина в Грузию и разбавленного художественным вымыслом, стала Рената Сотириади. Роль «вождя народов» и молодого Сосо сыграл приглашенный актер Георгий Иобадзе, а певичку кабаре и по совместительству шпионку-«товарища Шанталь» исполнила Ольга Бузова.

Чудесный грузин

Чудесный грузин

Еще до премьерных показов спектакль «Чудесный грузин» вызвал небывалый для театральных премьер ажиотаж. И главный удар критики приняла на себя исполнительница певички кабаре Бэллы Шанталь – Ольга Бузова. Ее критиковали еще до того, как смогли лично увидеть ее работу на театральных подмостках. А ведь Бузова, на мой взгляд, блестяще дебютировала на одной из лучших сцен нашей страны. Она превосходно справилась с отведенной ей ролью и поставленной режиссером задачей. Особенно Шанталь была хороша, когда ее бросил жандармский ротмистр Зейдлиц (в великолепном исполнении Ивана Рыжикова). Эти двое были просто невероятной парой со всеми страстями и не выходили из образа даже во время поклона.

Шанталь-Бузова на приеме генерал-губернатора пела песню под «фанеру», а потом исполняла ее на протяжении всего спектакля такими дозированными порциями, специально фальшивя «от горя», работала певичкой под прикрытием. Ведь позже оказалось, что именно смелая товарищ Шанталь предупредила товарища Сосо, скрывавшегося от жандармов на кладбище, о том, что его идут задерживать. Надо отметить, что персонаж, сыгранный Бузовой, полный вымысел, но, создатели спектакля уверяют, что это собирательный образ из тех женщин, которые постоянно помогали революционерам и лично подпольщику Сосо, и никто никогда не узнает их имен.

Чудесный грузин

Чудесный грузин

Вообще с первого акта спектакль наводит на мысль, что это пособие по терроризму для сегодняшних оппозиционеров – как и какими средствами нужно бороться с властью. Хотя само действо происходит в 1902 году в Батуми. Это мнение укрепилось и в концовке, когда на сцену «выехала» барабанная установка, выскочили гитаристы, а солист стал орать на английском. Во время этой американизированной вставки зритель на заднике наблюдает черно-белые кадры массовых беспорядков в различных странах мира. Остается только догадываться, что хотели этим сказать авторы спектакля…

Изначально авторы постановки заявляли, что взялись за непростую часть нашей истории, что они хотели показать молодого подпольщика, которого называли исключительно по кличкам – Сосо, Коба, но еще не Сталин (эту роль великолепно исполнил Георгий Иобадзе, он буквально упивался своим персонажем). И этот спектакль, уверяли авторы, «острый, провокационный и на опасную тему». Они не обманули ожидания, именно так все и выглядит из зрительного зала, особенно на фоне непростой политической обстановки, когда страны Запада пытаются дестабилизировать, расшатать ситуацию в сегодняшней России.

Чудесный грузин

Чудесный грузин

Мы видим, как молодой грузин Иосиф Джугашвили, засланный в Батуми для проведения подрывной работы, подстрекает, провоцирует рабочий класс и даже контрабандистов выступить против власти, а если попросту – свергнуть и построить новый мир. Как свергать и что делать? Так товарищ Ленин (Ленин с Крупской на протяжении всего спектакля, как 25-й кадр, появляются с различными вставками с коммунистических съездов, указов, писем и т.п.) откровенно заявляет, что нужно сеять хаос, расправляться с нынешней властью, и даже убивать – ведь «в борьбе все средства хороши», и никто за это не осудит. И Сталин четко следует инструкциям вождя пролетариата – организует поджог завода, создает подпольную типографию, в которой печатают прокламации-листовки, выводит народ на демонстрации (сейчас это называется несанкционированный митинг). Люди бросают бутылки с зажигательной смесью в солдат и жандармов… В общем – свержение власти путем насилия. При этом сам Сосо нигде не участвует, он лишь руководитель и подстрекатель. Ничего не напоминает?

Практически каждая сцена, даже сходка подпольщиков-заговорщиков, сопровождается национальными песнями, танцами и обильным возлиянием вина. Затянутые сцены «грузинского гостеприимства» быстро начинают утомлять. Насколько сознательно добивались этого эффекта авторы – неизвестно, но именно таким колоритом показана жизнь простых грузин, которые жили себе спокойно в Батуми, устраивали частые посиделки… Но вот появился Сосо, и жизнь мирных людей перевернулась – в семьи пришел траур, за идеалы погибали целыми семьями. А Сталин шел к своей цели, не замечая гибели людей, ведь их «никогда не забудут», а на место отдавших жизнь за революцию «придут другие», и будет столько смертей, «сколько надо». Именно так, по спектаклю, учили Маркс и Ленин.

Чудесный грузин

Чудесный грузин

На сцене все происходит очень динамично, почти, как в кино – сцена сменяется другой, минимум трансформации у декораций, используется подсветка, которая расставляет акценты. Совет, берите билеты подальше от сцены, иначе придется весь спектакль сидеть с высоко запрокинутой головой из-за высоты декораций.

В заключение, спектакль «Чудесный грузин» – однозначный вызов, творческий коллектив можно только поздравить с таким смелым подходом. Ведь эта постановка кардинально отличается, даже выходит за рамки классической и стандартной концепции МХАТ им. Горького. Безусловно, это не может не будоражить общество. Да, у театра есть гораздо более сильные постановки с классическим содержанием и игрой актеров. Но так ведь суть в том, что нельзя застаиваться, не надо замирать, что и сделали худрук Эдуард Бояков вместе с режиссером Ренатой Сотириади и творческой труппой. Чем вызвали бурю негодований людей, многие из которых даже не потрудились посмотреть спектакль. При этом вся критика сводится к одному – о, ужас, на сцене играет Ольга Бузова, а сам театр «хайпанул» и устроил аншлаг, собрав все «бабло мира» (кстати, на премьеры в театре всегда аншлаги и свободного билетика не найти, особенно при ограниченной рассадке в условиях коронавируса). Если уж говорить о конструктивной критике, то для начала посмотрите, а потом высказывайте мнение и не только о конкретной героине, а о составляющей спектакля в целом.

При всех противоречиях спектакль неплох и точно имеет право быть. Стоит ли на него сходить – однозначно, да. А вот понравится ли он – не знаю. Могу сказать определенно, что эта постановка заставляет задуматься и о нашей истории, и о сегодняшнем дне.

После премьеры режиссер Рената Сотириади сказала, что ей бы очень хотелось, чтобы зрители после просмотра «поняли главное: как легко манипулировать человеком и к каким страшным последствиям это приводит». Она отметила, что Сталин «обладал феноменальной памятью и дьявольским умением управлять толпой», он «буквально видел людей насквозь». И только такой человек, по ее мнению, за очень короткое время «смог составить и осуществить свой дерзкий план, организовать массовые беспорядки». И то, что произошло в Батуми в 1902 году, «легко проецируется и на сегодняшний день: так же манипулируют молодыми ребятами, их так же обманывают, используя в своих корыстных целях порыв молодых романтиков бороться за социальную справедливость».

Чудесный грузин

Чудесный грузин

А исполнитель роли и «памятника» Ленина Максим Бойцов подчеркнул, что реплики его персонажа – это «реальные цитаты из статей самого Ленина», а играл он не самого Владимира Ильича Ленина, а его «маску». Сам актер к фигуре Ленина относится «неоднозначно». «Он не был полжизни в России, все время находился за границей, написал немало фундаментальных трудов. Кстати, актуальных и сейчас для всех этих оранжевых революций, для организаторов протестного движения, все это согласуется с работами Ленина: как взаимодействовать с полицией, как выходить на восстания. Самое главное, что из этого всего нужно понять и вынести для себя, я лично для себя вынес: любая революция или восстание несет за собой горе, смерть и голод», – сказал актер. И выразил надежду, что ни он, ни его семья не застанут такие времена.

Екатерина Карачева