Закон и Справедливость - Совместимы

26 февраля 2021

Премьера в государственном академическом театре «Евгения Вахтангова» – спектакль «Войцек»

Вахтанговский театр показал историю подопытного рядового солдата немецкой армии Войцека, из ревности убившего свою любимую


В государственном академическом театре имени «Евгения Вахтангова» продолжаются премьерные показы неоконченной пьесы немецкого драматурга Георга Бюхнера«Войцек», основанную на реальной истории цирюльника из Лейпцига (Германия) в 1824 году. Молодой режиссер Хуго Эрикссен представил на суд зрителей жизненно-страшную постановку в исполнении удивительно талантливых и харизматичных актеров.

Войцек

Войцек

Спектакль идет всего полтора часа (без антракта) на камерной сцене театра «Новая сцена» и рассчитан на зрителя 16+. Антураж в серо-черных тонах, сама сцена в виде перекрестка-тупика, на которой всего несколько предметов интерьера, часть из которых трансформируется в зависимости от действа самими актерами. Сцена установлена на небольшой возвышенности и от зрителя находится всего в метре, так что можно видеть не только глаза актеров, но и слышать их дыхание…

Третий звонок и на сцене появляется простой рядовой солдат Франц Войцек (его великолепно сыграл Максим Севриновский), шея втянута в плечи, волосы взъерошены, огромные глаза, немного помятая форма. Он говорит отрывистыми фразами, тихонечко и спокойно. В армии Войцек встретил девушку Марию (ее сыграла Ася Домская) «с алыми губами» и красивыми волосами, у них родился внебрачный сын. Чтобы прокормить семью Войцек выполняет различные поручения своего начальства и становится «подопытным кроликом» у местного доктора, которого исполнил Евгений Князев. Три месяца, как велел доктор, Войцек ест «один горох», у него начинает сдавать психика, учащается пульс и появляются зрительные и слуховые галлюцинации. И только при виде Марии и сына ему хорошо и спокойно.

Войцек

Войцек

Но Мария закрутила роман с главным полковым барабанщиком (его сыграл Павел Юдин), приняв от него в качестве «оплаты за любовь» серьги. Об измене Марии Войцек узнал от своего «доброго» капитана (его исполнил Евгений Косырев). Он не поверил в оговор, но любимая женщина особо и не скрывала своей новой привязанности с красавцу-барабанщику в кожаных штанах. Сексуальные сцены и пьяные загулы солдат немецкой армии показаны настолько эстетично, что не вызывают у зрителей негатива, все абсолютно логично, в рамках.

Войцек не может смириться с изменой любимой, он пытается поговорить и с ней, и даже с барабанщиком, но тот лишь избивает и унижает рядового, заливая ему в рот самогон из огромной бутыли… Как стерпеть такое…

От игры Максима Сервиновского просто мурашки по коже, он настолько «красочно» передал все душевные муки своего героя, что в голове только один вопрос: «Чем помочь?».

Сцена вновь трансформируется, перед зрителем «озеро», к которому Войцек ведет Марию, где они любили бывать вместе, смотреть на закат и встречать рассвет. Все было так безоблачно хорошо… Страшно резко и неожиданно Войцек достает опасную бритву, перерезает Марии горло, а затем топит ее тело в озере. Ужасающее зрелище.

Войцек

Войцек

В интерпретации Хуго Эрикссена убийцу помещают в психиатрическое отделение местной больницы под наблюдение доктора, который проводил над ним эксперимент. Франц Войцек сошел с ума, и теперь вынужден каждый день «видеть» Марию, «разговаривать» с ней и просить прощения.

Не нужно читать пьесу «Войцек», чтобы понять происходящее на сцене. Ведь смысл один – таких историй, когда мужчина из ревности убивает свою любимую полно. Но у Георга Бюхнера все это усиливается еще и тем, что над солдатом немецкой армии ставили медицинские опыты. И, возможно, что-то в мозгу у него изменилось, и он просто перестал понимать окружающий мир, совершив страшное преступление, за которое не смог себя простить.

Давно не видела такого, чтобы зрители, выходя со спектакля, молчали, каждый переваривал свои впечатления. Спектакль просто ошеломляет, в нем все продумано до мелочей, артисты погружены в свои роли, они буквально слились в одно целое со своими персонажами. А музыкальное сопровождение, в том числе соло Марии в психушке под занавес, еще сильнее погружает в происходящее на сцене.

Безусловно, мощный спектакль «Войцек» – стал изюминкой в год 100-летия Вахтанговского театра.

Екатерина Карачева

Фото театра имени «Евгения Вахтангова»