Закон и Справедливость - Совместимы

22 ноября 2020

Премьера в МХАТ имени Горького – «Нюрнбергский вальс»

МХАТ им. Горького представил историческую драму о суде над нацистами и любви французской переводчицы к советскому контрразведчику


В Московском художественном академическом театре имени Максима Горького (МХАТ) начались премьерные показы самого масштабного в этом сезоне спектакля «Нюрнбергский вальс» по пьесе Александра Звягинцева. Режиссером этой постановки стала Грета Шушчевичуте. Премьера была приурочена к 75-летию международного Нюрнбергского трибунала над нацистами.

Нюрнбергский вальс

Нюрнбергский вальс

Премьера состоялась 20 ноября. Именно 20 ноября 1945 года начался суд, который длился год. К сожалению, не все обвиняемые в страшных зверствах над людьми – лидеры Третьего рейха, находившиеся на скамье подсудимых, понесли наказание. Некоторые были оправданы. А главные исполнители идей Гитлера, приговоренные к смертной казни, не раскаялись даже перед повешением. Так или иначе открытый суд над международными преступниками состоялся, и о нем узнал весь мир.

До сих пор еще ни разу ни один из театров, ни советской эпохи, ни российской, не решался на постановку такой страшной и сложной фактуры. И вот свершилось. Накануне премьеры, 19 ноября, МХАТ им. Горького представил свою работу «папам и мамам» актеров, их друзьям и знакомым, а также прессе. Спектакль идет на главной сцене театра, длится 3 часа с антрактом. К сожалению, из-за борьбы с пандемией COVID-19 сейчас заполняемость зала всего 25%, на «генеральном прогоне» был аншлаг.

Звучит песня «Динь-динь-динь» (поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева – Ред.), влюбленные парочки встречаются, танцуют, радуются – довоенное время. Война обыграна световым оформлением, сразу ощущается страх – страх за близких, за будущее… Прощальное танго, поезд, похоронки, слезы и письма с фронта… Все эти события великолепно и динамично обыграны музыкой и хореографией. Победа. Салют на заднике. Радость, счастье, цветы, улыбки, эскимо на палочке…

Нюрнбергский вальс

Нюрнбергский вальс

Но это еще не конец. Начинается «война умов» под названием – политика. И капитану контрразведки Денису Славину (его сыграл Анатолий Руденко) дано новое задание – отправиться на международный трибунал над нацистами в немецкий Нюрнберг, оказаться среди делегаций стран-участниц. Отправляясь в Германию, герой Великой Отечественной войны даже не представлял, как изменится его жизнь, что он встретит свою любовь – княжну и переводчицу французской делегации Ирину Гагарину, ее пронзительно-блестяще сыграла Елизавета Арзамасова.

Декорации постоянно трансформируются, движутся. И вот уже зрители вовлечены в суд, находятся прямо в знаменитом «зале 600», обстановку которого полностью воспроизвели создатели спектакля. Каждое слово всех участников процесса фиксируют секретари на печатных машинках, журналисты. Уверенные в себе нацисты сидят на скамье подсудимых в темных очках, они изворачиваются, лгут, отрицают факты своих зверств и истребления людей. А Герман Геринг (его убедительно сыграл Станислав Курач) и вовсе пытался заверить суд, что подписи под документами ему не принадлежат.

Главный обвинитель от СССР Александр Андреевич Руденко в исполнении Максима Дахненко четко ведет линию, он представляет неожиданного для нацистов свидетеля – генерала Паулюса, который находился в советском плену после освобождения Сталинграда. Именно его показания внесли четкую ясность в роли каждого обвиняемого нациста при захвате СССР.

А показания, данные бывшей узницей концлагеря француженкой Марией Соболевой-Тюссо, которую настолько жизненно сыграла Лариса Голубина, показали весь ужас, который невозможно забыть даже через столько лет после Победы над фашизмом. Ее новорожденного ребенка в концлагере отобрали и отдали «какой-то немке». Именно Мари рассказала, как «в блоке 25» убивали газом детей, женщин, стариков. У взрослых вырывали коронки, а тех, «кто еще дышал» из-за «недостаточно пущенного количества газа», сжигали заживо в крематории, «а пепел еще раз просеивали, искали золото». Во время жуткого рассказа Мари, на заднем фоне «оживали» умерщвленные узники, они падали в черную дыру сцены…

Нюрнбергский вальс

Нюрнбергский вальс

На заднем плане идет кинохроника, живая инсталляция, на которую невозможно спокойно смотреть… А персонаж актрисы Марлен Дитрих, сыгранный Ириной Линдт, мощно дополняет сюжет постановки (хотя песня в костеле показалась слишком затянутой).

И вот на фоне этих страшных свидетельств, оставшихся в живых жертв фашизма, лживых показаний лидеров нацизма, разгорается нежный роман между эмигранткой Ириной Гагариной и советским контрразведчиком Денисом Славиным. Сцена прощания капитана Славина и княжны Гагариной пробивает до слез. Славина отправляют на процесс в Японию, а Ирина возвращается в Париж...

После спектакля зрители делились своими впечатлениями: «Молодцы, такой спектакль поставили о сложном процессе над нацистами», и дарили цветы актерам, кричали: «Браво».

Еще до спектакля перед зрителями, как обычно вышел художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Он сказал, что этот спектакль – уже шестая премьера этого непростого сезона: «В этом спектакле, очень важном для нас, занята большая часть труппы, студенты гитисовского курса и приглашенные артисты. МХАТ им. Горького – это театр, который обозначает интерес к истории. Мы пытаемся настроить мозаику, в которой каждая частичка создает узор». Бояков выразил огромную благодарность зрителям, которые приходят на спектакли во время пандемии, и очень надеется, что «мы доживем до тех времен, когда этот зал будет полон под завязку».

Нюрнбергский вальс

Нюрнбергский вальс

Да, впечатлений много, вот так заглянуть в глаза изворотливым лидерам Третьего рейха еще не приходилось никому из зрителей – не только в России, но и в мире. Потрясающая игра актеров оставляет незабываемый след. Постановка очень сложная, серьезная, и ее надо смотреть. Спектакль отражает не только нашу историю, но и историю других стран, над жителями которых фашисты также издевались и уничтожали. И никто не должен забывать, кто внес главный вклад в ПобедуСоюз Советских Социалистических Республик, а не какая-то другая страна.

Да, теперь многие пытаются «переписывать» историю. К примеру, на Украине, одной из самых пострадавших республик Советского Союза – власти пытаются героизировать нацизм. Просто меняют сознание, «генетический код» своих детей, своей молодежи. И весь мир, включая Россию, смотрит на это сквозь пальцы и позволяет проводить «нацикам» свои факельные шествия. Вот именно поэтому так важен этот спектакль о Нюрнбергском трибунале над абсолютным злом. Никто не должен забыть, что СССР потерял почти 28 млн. жизней, и дал основной отпор врагу, разгромил его, водрузил наш флаг над Рейхстагом. И не случайно, что такой спектакль поставлен именно в России – когда-то создавшей, а сейчас ставшей правопреемницей этой Великой страны.

Кроме спектакля, уже запущен проект «Нюрнберг. Начало мира» на портале nuremberg.media, на котором в течение года будут выкладываться уникальные архивные фото- и видео-материалы с самого процесса над нацистами. Их можно будет почитать и посмотреть на четырех языках – русском, немецком, английском и французском.

И да простят меня создатели великолепного «Нюрнбергского вальса», но все же сделаю одно очень важное замечание. С учетом того, что сцена находится под наклоном и, судя по всему, скользкая, актеры, особенно женский состав, нет-нет, да отвлекались – смотрели под ноги, чтобы не упасть. А это не должно бросаться в глаза, актеры должны быть уверены в своих действиях и не думать об этой неприятности, которая была заметна даже на поклоне.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы МХАТ им М. Горького

Связанные материалы:

МХАТ им. Горького рассказал о предстоящем спектакле «Нюрнбергский вальс»