Закон и Справедливость - Совместимы

1 ноября 2020

Премьера в театре «Модерн» – «Человек с глазами Моцарта» к 75-летию Победы

Театр «Модерн» представил пьесу современного автора о женщинах, выживающих во время войны в небольшой деревушке


В театре «Модерн» продолжаются премьерные показы долгожданного спектакля «Человек с глазами Моцарта» режиссера Юрия Грымова по пьесе современного автора Марины Сулчани. Премьера постановки, приуроченная к 75-летию Победы над фашистскими захватчиками, должна была состояться еще в апреле. Из-за карантина показ пришлось отложить. Тем еще более долгожданным и значимым оказался этот уникальный спектакль.

Человек с глазами Моцарта

Человек с глазами Моцарта

Прямо на входе зритель сразу попадает в удивительную и волнующую атмосферу, предшествующую данному спектаклю. Со второго этажа разливаются звуки музыки военных лет, невольно начинаешь напевать «Бьется в тесной печурке огонь» («В землянке» стихи Алексея Суркова, музыка Константина Листова – Ред.). Не подумайте, что пианистка играет только перед этим спектаклем. Живая музыка звучит перед каждым, просто мелодии разные – соответствуют замыслу постановки.

Колокольчик зовет в зал. Бежевый занавес и на нем будто от ветра развевается, словно флаг, черная надпись: «Человек с глазами Моцарта». В зале продолжает играть музыка, такое ощущение, что на этот раз звуки льются из патефона…

На серо-черной сцене аскетичный минимализм: стол, пара стульев, скамейка, патефон, мотоцикл… Декорации меняются в зависимости от места действия. Камерные залы хороши тем, что видишь глаза артистов, слышишь стук их сердец… И антураж в этом случае неважен, его как бы не замечаешь. Ведь и само действо происходит в небольшой деревеньке во время оккупации войсками нацистской армии.

Фашисты устроились в каждой избе, как у себя дома, фотографируются с «русскими бабами и детьми», которым выдают для этого тушенку с немецкой свастикой, булку белого свежайшего хлеба... После удачных фото, продукты забирают назад, от хлебушка остается только запах. И голодные женщины с детьми сглатывают слюну, закрывая глаза, воображая, как было бы здорово надкусить хотя бы краюшку…

Человек с глазами Моцарта

Человек с глазами Моцарта

В доме у Нади, которую исполнила Надежда Меньшова, ее дочери Леси и сестры Марьки, квартирует немецкий фотограф Курт Майер «с такими же синими глазами, как у композитора Моцарта», его сыграл Юрий Анпилогов. Майер сам не заметил, как полюбил хозяйку и даже однажды подарил ей «немецкий парфюм». Но у Нади есть муж Виктор – солдат Советской Армии. Эта любовь дает ей силы жить, воспитывать дочь и верить, что однажды война закончится разгромом так ненавистных ей фашистов. Муж Витя вернется, и в избе снова станет светло и радостно.

Однажды в деревне появляется Митька-полицай, его потрясающе сыграл Александр Сериков. Он был на фронте, и вдруг оказался в родной деревне, в тылу у немцев, надел форму полицая с оттопыренными коленками и курит немецкие сигареты. Сериков настолько четко отразил натуру фашистского прихвостня, упивающегося своей властью над людьми. Как он сразу вскидывает винтовку, досылает патрон в патронник и ведет к реке… Но и в сердце такого Митьки-полицая живет давнишняя любовь к Наде, которая еще в девках отказала ему.

Женщинам сообщают, что в деревню привезли пленных, может, там и муж Нади. За каждого пленного мешок картошки, тогда его можно забрать к себе. Женщины от мала до велика кинулись собирать по избам, что есть. А бабушка Катя, местная ворожея, знающая все про всех, принесла банку с драгоценностями, чтобы увести троих. Полицаям все хорошо. «Подарки» забрали, пленных расстреляли…

Человек с глазами Моцарта

Человек с глазами Моцарта

Страшный момент, когда Тоша Малютина (ее сыграла Валерия Королева) с радостью отправляется в Германию на работу, где «новая власть» обещала ей кормить вкусно и одевать. Это концлагерь. Тоша до последнего не верила, что идет на смерть. Она робко шла, улыбалась, снимала с себя одежду, аккуратно поставила свои ботиночки, зашла внутрь крематория… Белый дым из трубы, и нет больше веселой Тоши Малютиной, как и многих других...

Между тем полицаи в деревне зверствуют, сгоняют евреев, чтобы отвезти в концлагерь и уничтожить, как Тошу. Да, люди в серых и рваных одеждах с желтой звездой бредут сгорбившись, голодные, но не сломленные. Это так сильно ощущалось, сидя в зале. Потрясающая игра каждого актера, роль без слов, но это было настолько мощно, зрители не могли сдерживать своих эмоций, кто-то плакал, кто-то сжимал кулаки…

Концлагерь, попытка побега, внезапный оглушительный выстрел… Тело повисло… Потрясающе-незабываемая пантомима.

Игра с тенью одного из полицаев, тоже великолепна – маленькие женщины и мужчины жмутся друг к другу, как бы пытаясь спрятаться, затеряться в этой толпе. И только огромная тень полицая с винтовкой нависает над ними.

«Человек не умирает, когда его кто-то любит и ждет. И если хочешь кого-то сильно увидеть, нужно встать напротив окна, загадать имя, набрать в рот побольше воздуха, зажмуриться»

Человек с глазами Моцарта

Человек с глазами Моцарта

Занавес снова открылся и под мелодию «Смуглянки» (слова Якова Шведова, музыка Анатолия Новикова – Ред.) вся труппа театра «Модерн», взявшись за руки, вышла на поклон. Плакали артисты, плакали зрители. И те, и другие аплодировали друг другу. Зрители – за невероятный спектакль и пережитые эмоции, артисты благодарили всех, кто пришел на постановку.

Каждый раз убеждаюсь, наш народ сделает все возможное, чтобы не дать переписать историю нашей Великой Победы над фашистами. И каждый будет стараться вносить свою лепту, чтобы молодое поколение знало обо всех ужасах Великой Отечественной войны как можно больше. Наша задача – помнить, кто был врагом, как выглядело предательство, нередко изображаемое сейчас «борцами за свободу от режима» и предлагающее извиниться за Победу.

Екатерина Карачева

Фото пресс-службы театра «Модерн»