Закон и Справедливость - Совместимы

16 сентября 2020

Премьера в Малом театре – «Большая тройка (Ялта-45)»

Малый театр поставил пьесу шведского драматурга о февральской ялтинской конференции 1945 года


Малый театр в свой юбилейный 265-й сезон порадовал зрителей премьерными показами спектакля «Большая тройка (Ялта-45)», который поставил режиссер Андрей Житинкин по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона «Ялта-45». Эта постановка основана на реальных событиях – о ялтинской конференции лидеров трех мировых держав – России, США и Великобритании, которая состоялась 4-11 февраля 1945 года.

Большая тройка (Ялта-45)

«Большая тройка (Ялта-45)»

Председателя Совета народных комиссаров СССР Иосифа Сталина сыграл Василий Бочкарев. Его игра поражает своей натуралистичностью вождя пролетариата, которого, казалось бы, невозможно представить без его акцента. Однако, как только Бочкарев появляется на сцене, сразу понятно – это Сталин. Актер двигался, говорил тихим голосом, четкими и резкими фразами без всякого характерного акцента, смотрел с прищуром на своих оппонентов – Черчилля и Рузвельта, и держал трубку, как умел только Сталин. Бочкарев настолько вжился в роль, что даже вышел на поклон перед зрителями в образе персонажа.

Премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля сыграл Валерий Афанасьев, а президента США – Владимир Носик. Смотреть на игру актеров доставляет удовольствие. Ведь спектакль идет без антракта 2 часа 20 минут, и это время пролетает незаметно.

Вставки черно-белых кадров военной хроники, цветного мультфильма про розового слоненка, меняющиеся декорации – сцена как бы поделена на несколько комнат: слева апартаменты Черчилля (любит выпить, поэтому у него в апартаментах неиссякаемый бар), справа – Рузвельта (любит фильмы, поэтому в его апартаментах был обустроен кинозал), по центру – кабинет Сталина (два стула, стол с зеленым сукном и настольной лампой с зеленым абажуром). Декорации комнат трансформируются в конференц-зал, а затем и банкетный зал. Динамичная и напряженная музыка, освещение – все это дополняет картину, ярко передает атмосферу событий, а также эмоции и чувства великих политиков и создает единое целое – действо.

Суть спектакля не в том, чтобы реалистично показать всю картинку непростых восьмидневных переговоров в Ливадийском дворце Ялты (был разрушен немцами и восстановлен за три недели к ялтинской конференции – Ред.) в феврале 45-го, а рассказать, что происходило за закрытыми дверями в апартаментах каждого лидера «большой тройки». И вот этот «гриф секретности» смело и с юмором отражается в постановке.

Великая Отечественная война близилась к завершению. И в этом спектакле можно увидеть, как готовились тезисы к конференции, решались не только людские судьбы, но и судьбы целых государств – разгром и последующее «расчленение» фашистской Германии, решение проблемы Польши, Балкан, обсуждались условия вступления в войну с Японией, создание Организации объединенных наций (ООН). О чем говорили лидеры СССР, Британии и США со своими помощниками-секретарями, находясь один на один, что ели и пили, какие мультфильмы смотрели…

Большая тройка (Ялта-45)

«Большая тройка (Ялта-45)»

Заканчивается спектакль черно-белой хроникой – сначала советские бойцы закрепляют Знамя Победы на Рейхстаге, а затем на параде Победы 24 июня 1945-го на Красной площади в Москве войска бросают нацистские знамена и штандарты.

Конечно, постановку нужно смотреть лично, ведь это наша история, которую на Западе пытаются переписать. И примечательно, что написана пьеса шведским драматургом. Важно – что переговоры в Ялте февраля 45-го были трудными, и мало кто верил, что «большая тройка» сможет договориться, но она не только смогла, но и приняла судьбоносные решения для всего мира. Эта была последняя встреча в таком составе (Рузвельт умер 12 апреля 45-го – Ред.). Всего же за годы Великой Отечественной войны лидеры «большой тройки» встречались дважды – первый раз в 1943-м (28 ноября-1 декабря) в Тегеране (Иран).

Лично мне немного не хватило эмоций, чтобы уж совсем до мурашек пробрало. Но это не помешало бурно аплодировать, кричать «браво» и вызывать «на бис» актеров и режиссера.

Екатерина Карачева