Закон и Справедливость - Совместимы

27 апреля 2020

Александр Бирюков

Александр Бирюков

Интервью арестованного Александра Бирюкова

Интервью из СИЗО замначальника СД МВД России генерал-майора Александра Бирюкова, арестованного 2 апреля – часть 1-я

«… с некоторых пор высказывать в МВД свое мнение стало небезопасным»


Следственный комитет России в начале апреля арестовал двух заместителей начальника Следственного департамента (СД) МВД России генерал-майоров Александра Бирюкова и Александра Краковского, а также старшего следователя по особо важным делам Александра Брянцева. Всем троим были предъявлены обвинения по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» (ч. 3 ст. 285 УК РФ). И все трое сразу заявили о своей невиновности.

О том, как происходило задержание и сам арест, о реакции Министерства внутренних дел и поддержке коллег генерал-майор Александр Александрович Бирюков рассказал главному редактору федерального сетевого издания «Время МСК» Екатерине Карачевой (в связи со сложившейся ситуацией ответы предоставлены письменно).


-- Александр Александрович, задержание для Вас было неожиданностью?

Скан ответов

Скан ответов

Я был задержан около 6 часов утра 2 апреля 2020 года у себя дома. Это было для меня полной неожиданностью, так как ранее я дал подробные объяснения как сотрудникам ГУСБ МВД России, так и следователям СК РФ, представил им все необходимые документы.

Задержан я был корректно, в рамках действующего законодательства.

В СМИ подробностей моего задержания практически нет, потому что писать, собственно, нечего.

Моя семья не обладает крупными суммами денежных средств или какими-либо иными активами. Меня возмущает, что у моей супруги и моего отца, который тяжело болен и у него ампутирована нога на фоне тяжелого протекания сахарного диабета, забрали все денежные средства и банковские карты. Фактически их оставили без средств к существованию.

Все это происходило при объявлении Президентом РФ режима самоизоляции, но ко мне домой и в квартиру моего отца пришли более 10-ти человек. Изъяты все телефоны и ноутбуки, в том числе с установленным программным обеспечением для дистанционной работы. По непонятной причине подвергнуты риску заболевания новой коронавирусной инфекцией члены моей семьи.

-- Как теперь уже бывший начальник СД МВД России генерал-полковник юстиции Александр Романов отреагировал на задержание, а затем и на арест? (отстранен от должности указом президента 10 апреля – Ред.)

О реакции начальника СД МВД России на мое задержание и арест мне неизвестно. Но я уверен, что как опытный следователь и руководитель различных следственных органов он понимает абсурдность предъявленных обвинений. Уверен, что при его допросе по делу он полностью поддержит как мою позицию, так и позицию Краковского и Брянцева о законности и обоснованности принятых по делу Худояна решений.

-- Вас отстранили от занимаемой должности или уже уволили?

Мне неизвестно об увольнении или отстранении меня от должности.

-- МВД России оказывает Вам и Вашей семье какую-то помощь?

Насколько я знаю, никакой помощи от МВД мне и членам моей семьи не поступило. Но, искренне говоря, я не жду от МВД какой-либо материальной или психологической помощи моей семье. Мне важно, чтобы руководство МВД достойно отреагировало на происходящее и не принимало поспешных кадровых решений об увольнении или наказании офицеров, необоснованно обвиненных в том, что они не совершали. В противном случае мне придется бороться за свои права еще и с родным Министерством.

-- Знаете ли Вы, что многие Ваши коллеги написали обращение в Вашу поддержку буквально сразу после задержания?

Да, мне известно о том, что мои коллеги написали обращение в мою защиту. Я искренне признателен им за это. Для меня очень важна их поддержка. Только я боюсь, за свою принципиальную позицию они могут пострадать. Мой пример более чем показателен, так как с некоторых пор высказывать в МВД свое мнение стало небезопасным.

-- Почему суд отказал в избрании более мягкой меры пресечения, скажем, домашний арест или под залог?

Действительно, при избрании в отношении меня меры пресечения сторона защиты провела подробный анализ допущенных СК РФ нарушений закона, невозможности причинения ущерба английской компании, отсутствию оснований для моего заключения под стражу. Однако суд не ответил ни на один вопрос защиты. При отсутствии в предоставленных следствием материалах каких-либо доказательств моей вины, избрал в отношении меня самую строгую меру пресечения в виде заключения под стражу. В заявленном нами ходатайстве о домашнем аресте отказано.

Основными причинами моего ареста, по мнению суда, являются: я сотрудник органов внутренних дел, могу скрыться от суда и следствия, а также, что могу продолжить заниматься преступной деятельностью. А у меня ведь даже заграничного паспорта нет, он хранится в отделе кадров, и я даже не помню, действителен ли он в настоящее время (и это при закрытых границах, самоизоляции и отсутствии у меня загранпаспорта). Все это просто невозможно комментировать! Во всяком случае, цензурно.

-- В каком СИЗО Вас содержат, какие условия? Делали ли Вам тест на коронавирус?

Со 2 апреля до настоящего времени (22 апреля – Ред.) я нахожусь в ИВС № 1 ГУ МВД России по г. Москве (ул. Петровка – Ред.), в камере нас двое. Условия здесь крайне спартанские. Единственным доступным мне развлечением на сегодня являются книги, которые я с удовольствием читаю.

А вот болеть нам нельзя. Стрессы и все остальное на потом. Дважды с момента задержания у нас брали тесты на коронавирус. Результаты, слава Богу, отрицательные, но и симптомов заболевания я не испытываю.

-- Вы не признали свою вину. Как выстраиваете стратегию вместе с защитником?

Я не могу признать вину в том, чего я не совершал. Это будет предательством по отношению к моим близким родственникам, друзьям и коллегам. Да и по отношению к самому себе. Наша тактика защиты проста. Несмотря на то, что закон возлагает бремя доказывания на следователя, у защиты есть право также собирать доказательства невиновности. Принцип состязательности сторон дает нам возможность представить следователю, в прокуратуру и в суд материалы, свидетельствующие о моей невиновности. Конкретику пока приводить не буду, но я с адвокатами не намерен ждать, пока следователь во всем разберется.

Я настроен отстаивать свое честное имя.

История вопроса:

СК России в начале апреля этого года арестовал двух заместителей начальника СД МВД России генерал-майоров Александра Бирюкова и Александра Краковского, а также старшего следователя по особо важным делам Александра Брянцева. Всем троим были предъявлены обвинения по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Следствие придерживается версии, что высокопоставленные сотрудники Следственного Департамента МВД якобы поспособствовали незаконному изменению меры пресечения бизнесмену Альберту Худояну и снятию ареста с нескольких земельных участков стоимостью более 2,2 млрд. руб., в хищении которых обвиняется последний.

Из-за этого коррупционного скандала указом президента страны 10 апреля был отстранен от занимаемой должности, а затем и уволен заместитель министра МВД – начальник Следственного департамента МВД Александр Романов.

Екатерина Карачева

«Время МСК» на данную тему:

Бирюков: «…в материалах уголовного дела нет ни единого хотя бы косвенного доказательства совершения мной преступления» (продолжение интервью)

Коррупционный «урожай» недели

Путин снял с должности главу следствия МВД Романова