Закон и Справедливость - Совместимы

16 декабря 2019

пять мифов о мособлеирц

Потребитель может стать должником, вынужденно став клиентом этого платежного агента


Компания ООО (Общество с ограниченной ответственностью. Ред.) «Мособлеирц» пришла в Подмосковье чуть более шести лет назад. Жители и управляющие компании некоторых районов и населенных пунктов региона пытаются сопротивляться приходу этого платежного агента. Но данная компания, при активной поддержке чиновников области и местных властей, уверенно и бесповоротно занимает рынок Подмосковья. При этом другие РКЦ, «по собственной инициативе, без всякого давления, разумеется», исчезают один за другим.

Более того целенаправленно создается мнение о том, что данный платежный агент – единственно возможный вариант оплаты услуг ЖКХ для всех жителей Московской области.

Личные данные практически всех жителей Подмосковья без какого-либо их согласия оказались в базе этой коммерческой структуры, причем Еирц, по собственной прихоти - изменяет или вообще удаляет все данные из уже созданных личных кабинетов плательщиков. Эта компания, несмотря на несогласие самих жителей, советов депутатов некоторых поселений, выставляет платежки людям и требует их оплачивать через свои счета.

Редакция издания «Время МСК» решила разобраться в данной ситуации. А Мособлеирц ответил на поставленные вопросы.

Миф первый:

Чиновники Московской области, как и сам платежный агент, преподносят компанию Мособлеирц, как правительственную организацию, созданную чуть ли не губернатором Подмосковья, по прямому указанию чуть ли не Президента России.

На самом деле - у ООО «МосОблЕИРЦ» три учредителя. АО «Мосэнергосбыт» принадлежит контрольный пакет участия - 50,1%, блокирующий пакет (25,1%) принадлежит ГУП МО «Коммунальные системы Московской области», оставшаяся доля (24,8%) принадлежит АО «Региональный информационно-расчетный центр».

То есть один из учредителей косвенно связан с государством, но так или иначе Мособлеирц – это самостоятельное коммерческое предприятие. И должно участвовать на рынке – на общих основаниях, в рамках здоровой, а не пролоббированной чиновниками, конкуренции.

Имеет ли ООО «МосОблЕРЦ» отношение к Правительству Московской области?

Общество с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр» является коммерческой организацией, одним уз участников которой является Государственное унитарное предприятие Московской области «Коммунальные системы Московской области». В свою очередь, учредителем ГУП МО «КС МО» является Министерство имущественных отношений Московской области. Министр имущественных отношений Московской области входит в состав Правительства Московской области.

Комментарий редакции: одним из участников «коммерческой организации» является другая КОММЕРЧЕСКАЯ структура (Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество (Государственное, Муниципальное), закрепленное за ней собственником - Ред.), с учредителем в виде одного из Министерств Московской области, руководитель которой (Министр) входит в правительство Московской области.

Миф второй:

Платежки Мособлеирц – абсолютно удобны и понятны.

Да, единый платежный документ (так называемый ЕПД) – удобен тем, что все на одной бумажке. ЕПД пытается выставлять не только Мособлеирц, но и другие расчетно-кассовые центры. При этом ЕПД еще законодательно не закреплен, этот вопрос только прорабатывается Госдумой и Правительством России.

И вот с «понятностью» выставляемого ЕПД позиция Мособлеирц явно хромает. Жители Подмосковья, кто хотя бы один раз получил квитанции от этого платежного агента, знают, что понятно в них далеко не все.

Начнем с мелочи. Буквально. Чтобы прочитать платежку нужен или орлиный глаз, или, как минимум, лупа. В документе применяется столь мелкий шрифт, что даже человеку со 100-процентным зрением приходится напрягаться.

На этой платежке нет названий и реквизитов ресурсных компаний. Кому и за что пойдут оплаченные вами деньги – абсолютно не ясно.

ресурсники в платежке

Ресурсники в платежке. Фото 1

Возможно, данная ситуация начинает меняться, после обращения одного из жителей Богородского округа в Администрацию Президента. По крайней мере в квитанции за ноябрь некоторые реквизиты появились, как и спецсчет, на который платежный агент обязан принимать платежи от физлиц. Правда, спецсчет указан в качестве альтернативного.

Если кому-то из ресурсников вы много лет оплачивали и продолжаете платить напрямую, например, в Мосэнергосбыт, то эта строка в платежке все равно будет присутствовать. И если ресурсник не сообщил вовремя платежному агенту о вашей оплате, то, в результате расщепления (подробности ниже - Ред.), долг из этой строки будет размазан по всей платежке. А еще через месяц вы гарантированно увидите переплату в строке "электроснабжение" и недоплату во всех остальных строках.

Миф третий:

Платежки и начисления Мособлеирц - абсолютно прозрачны.

К сожалению это не так. Даже добросовестный плательщик коммунальных услуг легко может стать – должником.

Вот уже много лет Мособлеирц никак не настроит синхронизацию, ни с ресурсниками, ни с управляющими компаниями, ни с банками. В итоге – даже если вы оплатили платежку вовремя и в полном объеме, какая-нибудь цифра из квитанции в следующем месяце легко может оказаться в графе «задолженность».

Еще через месяц ошибочную строку, возможно, исправят, но задолженность может появиться в других строках. И разбираться с этим людям приходится – месяцами.

Ну и главное – ноу-хау Мособлеирца – это его «расщепление», в котором по каким-то причинам очень заинтересованы некоторые чиновники Подмосковья.

Суть «расщепления» такова: если вы заплатили сумму меньше указанной в платежке, то она будет «пропорционально» распределена по всем ресурсникам. В теории.

В действительности же, в начале полностью закрывается долг перед АО «Мосэнергосбыт», потом – всем остальным ресурсникам по остаточному принципу.

Причем, Мособлеирц «расщепляет» все, что хочет, например, «взнос на капремонт», который законодательно запрещено каким-либо образом делить, он вообще не входит в услуги ЖКХ.

перерасчет Мособлеирц

Перерасчет Мособлеирц. Фото 2

И если, по прихоти Мособлеирца, какая-то сумма вместо одного ресурсника ушла к другому (то есть появилась переплата у одного, и недоплата – у другого), то исправить ситуацию платежный агент категорически отказывается (см. фото. Строки "капремонт" и "электроснабжение" не могут исправить более полугода – Ред.)

И как Мособлеирц распределит вашу оплату – каждый раз - рулетка. Ведь выбрать при оплате через банк-онлайн вы не можете ни расчетный период, ни услугу, за которую платите.

Да и не забывайте, что данный платежный агент много лет активно сотрудничал с коллекторскими организациями, в частности, с ИП Горбунова. И какой процент платежа уходил коллекторам, совершенно не понятно.

Еще одно ноу-хау Мособлеирц - «традиция, по согласованию с управляющими компаниями» - выставлять в декабре каждого года не одну, а целых две платежки.

То есть сведений о том, поступила ли ваша предыдущая оплата в полном объеме всем ресурсникам, у них еще нет, но квитанцию предлагается оплатить заранее.

При этом потраченная вами за последние числа года вода, электричество и т. п. будут рассчитаны не из текущих показаний счетчиков, а из среднемесячных соображений или по нормативу.

То есть потребителя просят прокредитовать платежного агента и ресурсников заранее. Ведь им деньги нужнее. Перед новогодними праздниками у жителей других трат-то не предусмотрено.

Причина, по которой МосОблЕИРЦ применяет «расщепление»?

На основании договоров на организацию расчетов и соглашений о «расщеплении», с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Как быстро исправляются «ошибки» в ЕПД, произошедшие в результате «расщепления»?

Если, по мнению плательщика, в ЕПД отражена некорректная информация по начислениям, плательщик может обратиться в ЕИРЦ с заявлением о перерасчёте. На основании предоставленных данных (показания ИПУ, количество зарегистрированных жильцов, и т.д) в систему, согласно утвержденной методике, вносятся коррективы. Если абонент обратился до момента окончания периода сбора информации и начала периода начислений, откорректированный платежный документ он получит за текущий расчетный период (месяц). Если позже – через период.

Миф четвертый:

У Мособлеирц быстрое и удобное обслуживание.

В платежках компании указан телефон горячей линии. По звонку жители получают стандартный ответ - «приезжайте в офис компании», при этом заявка не создается, никакой номер заявке не присваивается и вообще факт вашего звонка, как выяснило «Время МСК» , никак не фиксируется.

Очереди в отделениях платежного агента – привычное явление. На деле еще и перерасчет с выпиской новой квитанции в Мособлеирц - невозможны. По крайней мере так утверждают работники этого платежного агента.

То есть - вы нашли и доказали неточность, но исправить ее на месте нельзя. Операторы Мособлеирц говорят, что уточненные сведения будут учтены только в квитанции за следующий месяц, напрямую нарушая тем самым законы РФ о немедленном исправлении квитанции.

Перерасчету предыдущих периодов в квитанции Мособлеирц посвящен целый раздел. Однако – за какой период производится перерасчет, откуда взяты эти цифры, и самое главное – учтен ли этот минус в конечной сумме квитанции – вообще не понятно (см. фото 2 – Ред.). При этом вы никак не застрахованы от новой «неточности» за следующий период.

Почему компания отказывает в немедленном пересчете неправильно выставленного ЕПД и немедленной выписки новой квитанции?

В состав единого платежного документа (ЕПД) входят услуги разных поставщиков, в том числе и крупных РСО, которые могут являться для жителей прямыми поставщиками и самостоятельно производить начисления по услугам.

Так, например, после того, как заканчивается прием показаний приборов учета, такой поставщик (МЭС или Мособлгаз, например) самостоятельно производит расчеты и раз в месяц направляет информацию в МосОблЕИРЦ – для включения в платежные документы. Таким образом, чтобы не допускать несоответствия информации в базах данных расчетного центра, РСО и ЕПД, которые житель получает на руки, платежные документы формируются и доставляются плательщикам раз в месяц.

При этом при обращении в МосОблЕИРЦ плательщик может на месте получить справку об отсутствии задолженности по услугам.

Миф пятый:

Если ваша управляющая компания имеет договор с Мособлеирц, то платить вы должны лишь через этого платежного агента.

Это – не так. По закону РФ только собственник имеет право выбирать – кому и как платить, и понуждать его никто не имеет права. По данному вопросу есть сотни судебных решений, вынесенных в пользу жителей, в отношении различных Еирц по всей России.

Жаль, что в Подмосковье администрации районов и округов, ресурсники, Мособлеирц и некоторые УК, этому всячески сопротивляются, делая вид, что об этом не знают, и игнорируют решения собственников МКД.

До сих пор только у двух ресурсников есть личные кабинеты, через которые можно передать данные и посмотреть свои платежи. Это - Мосэнергосбыт и Фонд капремонта Мособласти. В зачатках находится личный кабинет у одного из мусорных операторов – Хартии.

Но главные проблемы у потребителей возникают с оплатой основных сумм в квитанции – это отопление, канализация и вода. У большинства этих ресурсных организаций нет даже сайта, где можно посмотреть информацию о конкретном ресурснике и его тарифах. И эти компании при попытке оплаты им напрямую – ссылаются на некий «запрет работы с физлицами».

В действительности, у каждой ресурсоснабжающей организации, как и у управляющей компании есть расчетный счет, на который можно оплачивать все услуги ЖКХ. И по российским законам оплата должна быть принята и зачтена.

Таким образом, возникает масса вопросов:

— почему чиновники так усиленно лоббируют и настаивают на оплате услуг ЖКХ именно через Мособолеирц и другие Еирцы в России, не обращая внимания на возмущения населения?

— кто и почему так заинтересован в создании Еирцев по стране и уничтожении всех других расчетно-кассовых центров?

— каким образом личные конфиденциальные данные населения страны безнаказанно оказываются у некой коммерческой платежной прокладки?

На каком основании компания получает личные данные жителей?

Согласно части 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. При привлечении представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется (часть 16 статьи 155 ЖК РФ).

— как вообще административное лоббирование одной избранной организации в регионах нашей страны сочетается со здоровой конкуренцией и заявлениями Правительства России о помощи и поддержке в развитии частного бизнеса, малых предприятий и созданию конкурентной среды?

— куда смотрят правоохранительные и контролирующие органы, прокуратура, ФАС, Следственный комитет, ФСБ, руководство страны?

На аналогичные вопросы, направленные редакцией в Правительство Московской области, никаких ответов до сих пор не получено.

Екатерина Карачева

«Время МСК» по данной теме:

Пухова: «…давайте отработаем эту территорию – конкретную организацию»

«Счетная комиссия уже выбрана»

Сухин: «Поможем финансово или уберем с рынка»

Как правильно прессовать бизнесс